Кабмин предлагает "квазиприватизацию" ГТС
Правительству необходимо думать о приватизации газотранспортной системы, а не о ее предоставлении в аренду.
Такое мнение "Экономической правде" высказал член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.
"Оптимальными условиями функционирования ГТС Украины является ее сохранение в государственной собственности и дальнейшее управление магистральными газопроводами и подземными хранилищами исключительно государственной компанией", - считает он.
По его словам, в таком случае Украина будет монопольно получать доходы от транзита и хранения газа, а не терять прибыль и делиться с другими компаниями.
Зато, отмечает Корольчук, приватизация может способствовать поиску инвестора для модернизации и увеличению транзита газа в ЕС. Также это позволит сохранить Украине в будущем статус главного транзитера российского газа для Европы.
"Но, как говорят, благими намерениями выстлана дорога в ад. Вместо прямой приватизации имущества ГТС - магистральных газопроводов и подземных хранилищ, предлагает квазиприватизацию, которая замаскирована в виде аренды", - подчеркивает эксперт.
Наибольшей проблемой такого предложения он называет "плачевное финансовое состояние" управляющей компании ГТС - "Нафтогаза".
Только дефицит бюджета НАК, по его словам, составит в 2014 году около 7 млрд долларов. Одновременно, кредитный портфель "Нафтогаза" перевалил уже за отметку 9 млрд долларов, а с кредитами, которые выделены на погашение долга за газ перед Россией эта сумма возрастет до 11 млрд долларов.
"Это означает, что правительство будет предлагать арендовать компаниям ЕС и США проблемную, дефицитную, убыточную компанию, которая по уши в долгах. В таком случае Украина сможет рассчитывать на заниженную цену аренды, которая будет в разы ниже, чем аналогичные цены в ЕС", - констатирует эксперт.
По его мнению, необходимо для начала финансово оздоровить "Нафтогаз" и вывести магистральные газопроводы и подземные хранилища Украины на уровень прибыльности.
"Сегодня магистральными газопроводами пользуется только российский "Газпром". В подземных хранилищах газ сохраняет только Украины. Как можно говорить о привлекательности этих объектов для европейских или американских компаний, если ими никто не пользуется, кроме России и Украины?" - отмечает Корольчук.
Наконец, если ГТС будет находиться в аренде, то в частной компании не будет мотива инвестировать средства в модернизацию "чужого" объекта, считает он.
"Решение правительства разрешить скрытую приватизацию ГТС играет на руку России и непосредственно "Газпрому", - говорит Корольчук
"К сожалению, принятие законопроекта преследует прежде популистскую цель - доказать общественности, что Украина стала на путь евроинтеграции", - добавляет он.
Как известно, Верховная Рада накануне приняла в первом чтении правительственный законопроект "О реформировании системы управления единой ГТС Украины" (№ 4116).