Заплатим через год: аномально длинные сроки оплаты в закупках
Исследование закупок с аномально длинным сроком оплаты: как часто они встречаются и когда происходят реальные проплаты по таким договорам.
Нереалистичные сроки платежей на некоторых закупках в Prozorro могут отпугивать компании от участия в закупке. Не каждый бизнес может позволить себе ждать оплаты полгода, год, или даже и до завершения войны.
В то же время такие сроки могут быть красным флажком потенциальной коррупции. Закупки "Энергоатома", которых касалась схема "шлагбаум", о которой все узнали из "пленок Миндича", как раз отличались длинным сроком оплаты в договорах. Именно это позволяло преступной организации задерживать работы и выплаты, чтобы требовать у подрядчиков "откаты".
Как часто в Prozorro встречаются закупки со сроками платежа 90 дней и более? Какая в них конкуренция и когда реально происходят выплаты по таким договорам? Для того чтобы ответить на эти вопросы мы проанализировали данные обо всех конкурентных закупках, объявленных с 2023 года по октябрь 2025 года.
Как заказчики указывают условия оплаты при объявлении закупки
Условия оплаты договора (порядок осуществления расчетов) – важная составляющая привлекательности закупки для бизнеса. На авторизованных площадках Prozorro при создании закупки заказчик в электронных полях должен выбрать:
- событие, после наступления которого будет выполнена оплата по договору;
- тип оплаты – аванс или наложенный платеж;
- период (дней), за который будет произведена оплата;
- тип дней – рабочие, календарные, банковские;
- размер оплаты – так, чтобы размер оплаты для разных ее типов совокупно равнялся 100%.
До того, как электронные поля по срокам оплаты в Prozorro стали обязательными, заказчики не всегда вносили в них информацию, поэтому такие закупки обозначены как "Не определено". В то же время условия оплаты в любом случае должны были быть указаны в проекте договора, который загружается в объявление и должен соответствовать выбранным параметрам в электронных полях, где такие предусмотрены.
Как часто заказчики устанавливают нереалистичные сроки оплаты
Всего с января 2023-го по октябрь 2025 года заказчики успешно провели в Prozorro 975 тыс. конкурентных закупок с ожидаемой стоимостью 2 трлн грн. Из них на наложенный платеж по количеству лотов пришлось 82,9%. Если же смотреть на распределение по суммам договоров, то на наложенный платеж пришлось 78,9% общей суммы, почти 3,3% – на аванс, и 15,6% – комбинацию аванса и наложенного платежа.
Еще 14,3% по количеству и 2,2% по стоимости – лоты, в условиях которых не указана форма расчета. В основном это запросы предложений в Prozorro Market.
Наложенный платеж – самая распространенная форма расчета, независимо от типа предмета закупки. Но если в товарах и услугах на авансы и их комбинацию с наложенным платежом приходится по несколько процентов лотов, то в работах больше – 8,6% на комбинированный тип оплаты и еще 0,2% на чистый аванс.
Итак, наложенный платеж во всех разрезах является самой распространенной формой расчета в договорах, заключенных по результатам закупок на Prozorro.
Финансирование и реальные сроки оплаты
Львиная часть лотов со сроками постоплаты более 3 месяцев – а именно 57,2% таких закупок – осуществляются за счет средств от хозяйственной деятельности коммунальных и государственных предприятий. По сумме это еще весомее – 68,6% всех средств приходится именно на такие закупки. Эти предприятия оплачивают договоры с собственных счетов в банках, а не через Государственную казначейскую службу, поэтому информация о фактических датах оплат в открытом доступе отсутствует.
Зато закупки, финансируемые только из государственного или местного бюджета, составляют примерно треть (33,9%) по количеству лотов и только четверть (25,1%) по сумме. Именно по этим закупкам можно проследить реальные платежи через систему Казначейства, однако они не дают полной картины по всему рынку.
Также в отчетах о платежах на Spending не всегда указан идентификатор закупки, по которой этот платеж осуществляют. "Центр исследований фискальной политики" поспособствовал анализу и выгрузил данные о дате первой проплаты за закупку, где это возможно. Таких лотов в итоге оказалось 27,5% от всех закупок с длинным сроком проплаты.
Следует учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 253 Гражданского кодекса, отсчет срока начинается со следующего дня после соответствующей календарной даты или события, указанного заказчиком, с которым связано начало отсчета. Но поскольку публично информации об этих датах нет, потому что заказчик о ней не отчитывается, для анализа закупок с длительными сроками послеоплаты началом отсчета считаем дату публикации договора.
Наибольшее количество закупок со сроками оплаты более 90 дней объявили НАЭК "Энергоатом" и его 11 обособленных подразделений, которые занимают более 20% от общего количества закупок и суммой договоров на почти 20 млрд грн.
В то же время суммарно 18 различных облэнерго составляют также заметную долю закупок как по количеству лотов – 8,58%, так и по общей сумме – 36 млрд грн. Однако их присутствие в структуре рынка имеет совсем другой характер, чем в НАЭК "Энергоатом". Часть из них имеет общих или перекрестных бенефициаров, их закупки не концентрируются в одном субъекте, а распределены между различными юридическими лицами.
Анализ показывает, что более 91% лотов оплачивают быстрее, чем предусмотрено договором, даже если считать срок от даты публикации договора — в среднем на 57%. Если же отсчет вести не от даты публикации договора, а от события выполнения, реальный срок оплаты еще меньше. Это свидетельствует об одной закономерности: обнародованные в Prozorro сроки не всегда отражают реальные финансовые практики.
Почему заказчики устанавливают длинные сроки оплаты? Кто-то отвечал, что причина – в цикле финансирования. Например, у теплоэнергетических предприятий расходы и платежи зависят от сезона – зимой большие поступления, а летом растут расходы на обслуживание. Как сообщил один из таких заказчиков, они опасаются штрафов за просрочку, поэтому перестраховываются более длинными сроками оплаты.
Аномальные случаи и некорректные данные
Некоторые закупки имеют чрезвычайно длинные сроки оплаты – более года, иногда даже до 1000 дней. При этом суммарная стоимость таких договоров за 2023-2025 годы достигает 5 млрд грн. В объявленной закупке все выглядит так, будто оплаты придется ждать вечность.
Поставщики, видя такие условия, дважды взвешивают, участвовать ли в тендере. Но когда доходит до подписания договора, ситуация меняется: в самом документе сроки оплаты часто оказываются короче. В некоторых случаях причина этого кроется не в намерении задержать деньги, а в ошибках при заполнении электронных полей в системе Prozorro.
В то же время, например, КНП "Киевский городской клинический эндокринологический центр" закупало 1500 упаковок бумажных полотенец на сумму 74,7 тыс. грн. В электронной форме указали наложенный платеж в 1000 дней, хотя в проекте договора и самом договоре с победителем прописали 30 банковских дней от даты поставки.
Другой случай: закупка светильников для ПАО "Волыньоблэнерго" на 717 тыс. грн. Заказчик в электронном поле указал срок послеплаты 888 дней, но в проекте договора сроки не указал. После подписания договора стало известно, что фактический срок составляет 120 дней, а отсрочка платежа была одним из неценовых критериев с вариантами 60, 90 и 120 дней, поэтому точный срок зависел от выбранного предложения.
То есть эти примеры показывают, что огромные сроки оплаты иногда не отражают реальной практики, а являются лишь следствием ошибок заказчиков в Prozorro.
Выводы
8 из 10 закупок на Prozorro проводят с условием наложенного платежа, что ожидаемо для сферы публичных средств. Но преимущественно заказчики устанавливают достаточно короткие сроки оплаты.
Хотя мы и не можем говорить о силе влияния исключительно сроков оплаты на конкуренцию на закупках, видим, что с увеличением срока оплаты количество участников уменьшается.
Подавляющее большинство закупок с длинными сроками оплаты происходит через открытые торги с особенностями (90%), а финансирование чаще всего идет из собственных средств предприятий (58%). Фактическую оплату для них проверить невозможно, ведь коммунальные и государственные предприятия платят с собственных счетов в банках.
Государственный и местный бюджеты составляют примерно 34% финансирования – именно для них можно отслеживать реальные сроки оплаты, если заказчик указал идентификатор лота при отчетности.
Что касается фактической скорости оплаты на тех закупках, где их можно проверить, то примерно 91% лотов оплачиваются раньше установленного срока – в среднем на 57% быстрее. Впрочем, эти данные нельзя считать репрезентативной выборкой по системе.
Жалобы на условия оплаты остаются единичными, и АМКУ пока их не удовлетворяет. Поэтому даже если такие условия неоправданы, бизнес сегодня фактически лишен возможности их обжаловать. Здесь стоит исследовать глубже – почему именно сложился такой подход, и как можно было бы оценивать необходимость таких условий договора.
В то же время можно рассмотреть радикальный вариант запретить слишком длинные сроки оплаты в публичных закупках на уровне закона. Однако это достаточно рисковый шаг, который требует глубокого предварительного анализа и консультаций. Ведь возможно в некоторых случаях длинные сроки могут иметь объективные причины.
Также помочь может улучшение самой системы закупок. Внедрение е-контрактинга с автоматической верификацией сроков оплаты в договоре поможет избегать ситуаций, когда длинные сроки возникают из-за технических ошибок, а не реальных условий. Также Prozorro могла бы автоматически сигнализировать об аномально длинных сроках оплаты – например, более 180 дней – и обозначать такие лоты.
Также стоит подумать над тем, чтобы сделать публичной информацию об оплате коммунальных и государственных предприятий. Ведь сейчас вообще нет информации, как их осуществляют, хотя эти заказчики также оперируют публичными средствами.
Потому что в конце-концов, доверие к системе публичных закупок начинается с уверенности, что правила игры одинаковы для всех – и что ни один долгий срок оплаты не станет ловушкой для тех, кто хочет честно работать с государством.
Исследование написано в соавторстве с Екатериной Русиной, проектной менеджеркой DOZORRO TI Ukraine.
Исследование подготовлено в рамках проекта "Цифровизация для роста, добропорядочности и прозрачности" (UK DIGIT), который выполняется Фондом Евразия и финансируется UK Dev. Материал создан при финансовой поддержке Программы помощи по международному развитию от Правительства Великобритании. Содержание является исключительной ответственностью Transparency International Ukraine; высказанные взгляды не обязательно отражают официальную политику Правительства Великобритании.
