"УЗ-3000": что предлагает новая железнодорожная программа и как ею воспользоваться

Украинцы смогут бесплатно воспользоваться поездками "Укрзализныци", но с определенными ограничениями.
1 ноября президент Владимир Зеленский анонсировал программу, по которой украинцы смогут бесплатно воспользоваться поездами "Укрзализныци" в пределах общего лимита поездок на три тысячи километров.
Программа должна стать частью более широкой "зимней поддержки", которая, по словам главы государства, будет похожа на прошлогоднюю. Тогда все украинцы могли потратить 1 тыс. грн на отдельные товары и услуги.
ЭП собрала все, что известно о будущей программе "УЗ-3000".
Для чего УЗ дает украинцам бесплатные километры?
По замыслу руководства "Укрзализныци", которое якобы и инициировало программу, "УЗ-3000" будет стимулировать путешествия в "непиковые периоды" (об этом будет ниже). Более того, в компании считают, что в низкий сезон дополнительные возможности путешествовать могут дать толчок другим смежным сферам внутреннего туризма, ведь это низкий сезон и для них.
"Пассажиры, которым не принципиально время поездки (например, раз в год посетить родственников или использовать отпуск для поездки по стране), будут иметь сильный стимул путешествовать вне пика, высвобождая места в пиковое время", – объяснили в УЗ.
Также "километрами" рассчитывают поощрять поездки в дни с меньшей нагрузкой (например, не в пятницу вечером, а, во вторник или утренним поездом).
Почему именно 3 тыс. километров? В "Укрзализныце" объясняли, что это расстояние покрывает самый длинный имеющийся железнодорожный маршрут по Украине в обе стороны (из Запорожья в Ужгород). "Это даст возможность открыть страну всем, где бы кто ни жил", – добавили в УЗ.
Усилят ли бесплатные поездки дефицит билетов?
Взять бесплатные билеты на поезд можно будет только на внутренние рейсы. В то же время программа не распространяется на пригородные поезда и премиум-сегмент (категория СВ и 1-й класс в "Интерсити").
"Это – адресная возможность для тех, у кого есть потребность, а кому не нужно – конечно, могут покупать билеты без изменений", – объясняли в УЗ.
В компании считают, что бесплатные поездки могут стимулировать пассажиров менять дату и даже месяц путешествия. Там привели пример: в августе, когда взять билеты сложно хоть куда-то, железная дорога перевозит 2,6 миллиона пассажиров, а в феврале – только 1,9 миллиона.
"В период с меньшей нагрузкой есть возможность дозаполнять места (даже без дополнительных рейсов можем предложить до 200-250 тыс. мест в месяц в периоды низкого спроса), предлагать путешествия "за километры" и перевозить дополнительно пассажиров, не наращивая расходы", – отметили в "Укрзализныце".
Зато, когда на железнодорожные перевозки повышенный спрос (например, в декабре) – фокус программы будет на том, чтобы помочь жителям прифронтовых общин: поездки "за километры" будут доступны именно для поездов оттуда. По словам министра развития общин и территорий Алексея Кулебы, речь идет "об областных центрах, где в целом проживают 12 миллионов человек".
Когда же будет начинаться "высокий сезон" и как технически можно будет взять билеты, пока неизвестно.
Откуда деньги на программу "УЗ-3000" и хватит ли их?
В "Укрзализныце" объясняли, что новая программа разворачивается параллельно со стартом системной (частичной) компенсации реальной себестоимости пассажирских перевозок. При этом, дополнительных расходов программа якобы создавать не должна.
Руководитель "Укрзализныци" Александр Перцовский уточнил, что для категорий билетов в вагонах 1-го класса и СВ (люкс) компания планирует параллельно вводить динамическую цену и дополнительные сервисы, чтобы покрыть расходы на программу.
"Чтобы скомпенсировать возможную потерю дохода от тех, кто воспользуется "километрами", а так все равно ехал бы за деньги, параллельно внедряем компенсаторы, в частности более гибкое ценообразование в премиум- сегменте, который сегодня еще зарегулирован. Поэтому эти дополнительные километры нагрузки на государственный бюджет не увеличивают", – объяснил Перцовский.
В компании добавляют, что в "низкий сезон" поезда ездят полупустыми. При этом, отменить такие рейсы или отцеплять вагоны там не могут. Поэтому места, которые не продаются, там решили отдавать бесплатно, в форме социальной помощи.
"Дальше вопрос к совести каждого, воспользуется он этим или нет. Это вопрос выбора каждого, что делать с предложенной льготой. Вполне возможно, многих не удовлетворит время поездок или маршруты. Но часть удовлетворит и они поедут", – отметил заместитель председателя наблюдательного совета "Укрзализныци" Сергей Лещенко.
Однако с таким утверждением соглашаются не все. Так, профессор Киевской школы экономики Олег Нивьевский посчитал, что на реализацию такой программы нужно около 17 млрд грн. "Получается 16,6 млрд грн или 395 млн долл. Это лишь 1% от годового дефицита бюджета в 40 млрд долл., однако не думаю, что сейчас можно так разбрасываться деньгами", – написал Нивьевский.
Проблема еще и потому, что "Укрзализныця" работает в убыток. По данным финансовой отчетности компании, в 2024 году она получила 2,75 млрд грн убытков, а только за первое полугодие 2025 года – минус 7,35 млрд грн.
В августе 2025 года Верховная Рада внесла изменения в госбюджет, перенаправив 8 млрд грн от налога на прибыль банков из бюджета города Киева в резервный фонд государственного бюджета для финансирования приоритетных невоенных расходов. Уже в октябре из этого фонда Кабмин выделил "Укрзализныце" эти же 8 млрд грн – для "бесперебойной работы в условиях военного положения".
Когда заработает программа "УЗ-3000"?
По словам Зеленского, детали программы "зимняя поддержка" правительство должно обнародовать до 15 ноября, а заработать программа может в декабре.
"Радио Свобода" со ссылкой на чиновников и главу "Укрзализныци" пишет, что программа продлится четыре месяца. Однако в какие именно месяцы – сейчас не известно.