Украинская правда

Ставки по ОВГЗ изменят, но не для всех. Что предусматривает правка Тимошенко в госбюджете

Ставки по ОВГЗ изменят, но не для всех. Что предусматривает правка Тимошенко в госбюджете
Колаж: Андрій Калістратенко

Правительству разрешили пересмотреть условия облигаций внутреннего государственного займа, которыми владеет Национальный банк. Для чего это нужно и повлияет ли на других инвесторов?

После непродолжительных политических консультаций Верховная Рада приняла текст государственного бюджета на 2026 год всего на два дня позже установленного законом "дедлайна". Ко второму чтению документ почти не претерпел изменений.

Правительству и народным депутатам крайне сложно пересматривать будущие расходы, ведь средств в казне физически нет. Под вопросом как финансирование гражданских расходов, так и военной кампании.

Найти дополнительные средства в разбитой войной экономике, которая живет в режиме постоянного дефицита электроэнергии и работников, – вопрос, над которым ломают голову не только в Украине, но и за рубежом. Например, в Международном валютном фонде предлагают бороться со схемами по уклонению от налогообложения и повышать налоги.

Однако есть и другой подход: не увеличивать доходы, а уменьшать расходы. В частности, пересмотреть обязательства государства по облигациям внутреннего государственного займа (ОВГЗ). По крайней мере тем, которыми владеет Национальный банк. И похоже, что такую возможность правительство заложило в финальный текст сметы следующего года.

Будет ли он ею пользоваться и повлияет ли это на украинцев, которые купили ОВГЗ?

Сэкономить на долгах

Несмотря на ряд правок по пересмотру расходов на зарплаты учителей, государственный бюджет между первым и вторым чтениями почти не претерпел изменений. Все из-за особенностей бюджетного процесса военного времени. Все показатели главной сметы страны – условные, ведь депутаты все равно будут вносить масштабные изменения, добавляя сотни миллиардов гривен преимущественно на финансирование обороны. Так происходило во все годы большой войны. Выглядит так, что 2026-й не станет исключением.

Более того, его "условность" подчеркивает тот факт, что несмотря на принятие закона, правительство до сих пор не имеет источников финансирования расходов на сотни миллиардов гривен не только военной кампании, но и гражданских нужд. Последняя надежда Украины – репарационный заем от Евросоюза. Однако пока решение о его предоставлении упирается в блокирование со стороны Бельгии и Венгрии.

Хотя некоторые правки народных депутатов правительство таки включило в финальный проект бюджета на 2026 год. Среди них неожиданно оказалось предложение лидера "Батькивщины" Юлии Тимошенко, которое, в случае реализации, позволит правительству сэкономить на обслуживании внутреннего долга.

Платежи по государственному долгу действительно стали одной из крупнейших статей расходов. В 2026 году правительство планирует потратить 656,8 млрд грн на его погашение и 513,1 млрд грн – на выплату процентов. Несмотря на то, что большинство украинского госдолга – перед внешними кредиторами, однако почти все связанные с ним платежи в следующем году будут осуществляться в пользу владельцев ОВГЗ, а крупнейшим держателем этих бумаг в Украине является Национальный банк.

Правка Тимошенко заложила в бюджет возможность проведения репрофайлинга ОВГЗ, которые находятся в собственности НБУ. Иными словами, правительство сможет обменять облигации, которыми владеет Нацбанк, на новые, в которых прописать другие условия: более низкую процентную ставку, более поздние сроки погашения и т.д.

Лидер "Батькивщины" заявила: "Все члены бюджетного комитета единогласно поддержали нашу правку реструктурировать этот долг, и 175 миллиардов (гривен) направить не на отмывание денег через коммерческие банки и Нацбанк, а на пенсии, зарплаты, оружие и нормальную жизнь страны".

Кроме этого Тимошенко предлагала реструктуризировать весь внутренний долг, чтобы вообще не осуществлять платежей по нему в 2026 году. Но такое решение почти наверняка привело бы к началу глубокого финансового кризиса в Украине. Ведь именно в облигациях банки хранят большинство своих активов, поэтому в случае неплатежа по ним эффект распространился бы по системе с соответствующими последствиями для всех клиентов банков.

К счастью, эта идея так и осталась идеей. Однако возможность проведения репрофайлинга "нацбанковских" облигаций в бюджет все же попала.

Цена эмиссии

Как именно НБУ стал крупнейшим держателем внутреннего государственного долга? Простыми словами, это следствие "печати денег" – эмиссии, с помощью которой государство финансировало свои расходы в наиболее кризисные годы.

Львиная часть этой эмиссии датирована 2022 годом. В первые месяцы большой войны оборонные расходы бюджета увеличились на сотни миллиардов гривен. В то же время, чтобы поддержать экономику, правительство ввело чрезвычайные налоговые льготы: отменило налог на добавленную стоимость при импорте товаров, позволило даже крупнейшим компаниям переходить на упрощенную систему налогообложения с уплатой лишь 2% налога с дохода и другие.

Как следствие, в бюджете образовалась огромная "дыра". Международные партнеры не могли ее оперативно закрыть, ведь на принятие соответствующих решений необходимо было много времени. Поэтому правительство обратилось в Национальный банк, чтобы тот напечатал недостающие средства.

При этом руководство государства определило, что сумма эмиссионного финансирования в 2022 году не должна превышать 400 млрд грн. Эти средства НБУ переводил в бюджет, покупая у правительства ОВГЗ со специальными условиями: облигации на 120 млрд грн с погашением в 2037 году, а ставка процента по ним составляет 11% годовых. Остальные облигации на 280 млрд грн правительство будет гасить в 2033-2036, 2038-2040 и 2052 годах, а доходность составляет как среднее значение учетной ставки НБУ за 12 месяцев, предшествующих дате платежа.

В 2024 году НБУ получил от правительства 86,63 млрд грн процентов по ОВГЗ, из которых 60,89 млрд грн – по облигациям, выпущенным в 2022 году. Остальные платежи поступили по эмиссионным бумагам предыдущих лет.

В 2017 году правительство уже осуществляло репрофайлинг ОВГЗ, принадлежавших Нацбанку. Операция касалась ценных бумаг на общую сумму 220 млрд грн (из 360 млрд грн, которые принадлежали НБУ на тот момент). В рамках этой реструктуризации процентную ставку по части облигаций (на 145 млрд грн) решили "привязать" к инфляции (уровень годовой инфляции + 2,2%). Эти бумаги начали гасить в 2025 году.

Как могут измениться условия облигаций

Изменение условий обращения будет касаться только долгов правительства перед Нацбанком и не будет распространяться на ОВГЗ, принадлежащих другим кредиторам, в частности банкам или физическим лицам. Учитывая неопределенность в финансировании расходов бюджета 2026 года, такое изменение условий выглядит логичным.

"Репрофайлинг в текущих условиях является и необходимым, и эффективным путем для поддержания бюджетной стабильности, уменьшения нагрузки на бюджет во время войны (которая затянулась на более длительное время, чем прогнозировалось при выпуске облигаций), а также сглаживания объемов расходов на обслуживание внутреннего государственного долга в условиях возможного дефицита ресурсов для покрытия дефицита бюджета на ближайшие годы", – считает директор департамента аналитических исследований "Райффайзен Банка" Александр Печерицын.

Он ожидает, что правительство попытается договориться с НБУ о более равномерном графике погашения эмиссионных облигаций, ведь сейчас значительные объемы концентрируются в отдельные годы.

"Погашение "военных" эмиссионных облигаций приходится преимущественно на 2033-2037 годы, а также 2052 год (70 млрд грн). Наибольшее погашение будет в 2037 году – 120 млрд грн. Вероятнее всего, Минфин попытается договориться с НБУ о рассредоточении этих пиков на более поздние годы", – добавляет старший финансовый аналитик инвестгруппы ICU Тарас Котович.

Руководитель аналитического департамента Concorde Capital Александр Паращий считает, что правительство попытается договориться о реструктуризации облигаций, которые будут гаситься в 2026 году. В частности, ОВГЗ, выпущенных в обмен на векселя Фонда гарантирования вкладов (на 12,1 млрд грн) и облигаций, которыми докапитализировали Укрэксимбанк (на 11 млрд грн).

В самом же Нацбанке отметили, что обсуждают с Минфином изменение условий ОВГЗ, которые уже проходили через репрофайлинг в 2017 году (доходность которых "привязана" к инфляции).

"Речь идет об их обмене на новые инфляционные ОВГЗ с теми же сроками погашения, но структурированными в соответствии с лучшими международными практиками. Такая операция потенциально позволит уменьшить ежегодные купонные выплаты правительства в течение срока обращения этих ценных бумаг", – объяснили в НБУ, не раскрыв, что именно там имеют в виду под понятием "лучшие международные практики".

В Нацбанке подчеркивают, что для них критически важно, чтобы проведение репрофайлинга происходило с согласия самого регулятора – именно такие условия реструктуризации долга государства перед Нацбанком сейчас прописаны в бюджете.

"В то же время подходы НБУ и Министерства финансов к возможным параметрам такой операции довольно близки. В частности, существует общее понимание, что обмен не должен приводить к убыткам или уменьшению доходов НБУ", – сообщили там.

В самом Минфине, который и должен был бы инициировать проведение репрофайлинга "нацбанковских" ОВГЗ, сообщили лишь, что соответствующая правка в бюджете "нужна для того, чтобы в случае необходимости в 2026 году была четкая законодательная основа для проведения такой операции".

Зато собеседник ЭП в руководстве министерства сообщил, что сейчас вопрос репрофайлинга нет в повестке дня. "Пока мы не ведем никаких переговоров с НБУ на эту тему", – отметил он.

До Рождества все усилия Минфина будут направлены на завершение другой важной операции, которая касается государственного долга [[002 ]] реструктуризации ВВП-варрантов. От результатов этого процесса во многом будет зависеть долговая устойчивость страны к началу 2040-х годов.

ОВГЗ НБУ Минфин государственный долг