Семья Асада могла "выкачать" из Сирии до $12 миллиардов
Клан Асадов за полвека власти в Сирии мог "выкачать" из страны до 12 миллиардов долларов за счет государственных монополий, торговли наркотиками и частично реинвестициями.
Об этом пишет The Wall Street Journal.
Семья Асадов создала широкую сеть инвестиций и бизнес-интересов за десятилетия, с тех пор как отец Асада захватил власть в 1970 году, пишет издание.
Среди международных приобретений, сделанных близкими родственниками Башара Асада, есть элитная недвижимость в России, бутик-отели в Вене и частный самолет в Дубае, как сообщают бывшие американские чиновники, юристы и исследовательские организации, изучавшие состояние этой правящей семьи.
Правозащитники заявляют, что планируют выявлять новые активы, надеясь вернуть их сирийскому народу. Но точный размер богатств семьи Асадов и то, кто из членов семьи контролирует какие активы, остается неизвестным.
В отчете Госдепартамента США 2022 года указано, что определить эти суммы сложно, но оценки свидетельствуют, что бизнесы и активы, связанные с Асадом, могут стоить от 1 до 12 миллиардов долларов.
В отчете говорится, что деньги часто получались через государственные монополии и торговлю наркотиками, в частности амфетамином каптагон, и частично реинвестировались в юрисдикциях, недосягаемых для международного законодательства.
Богатство клана Асадов продолжало расти, тогда как обычные сирийцы страдали от последствий гражданской войны, которая началась в 2011 году. По подсчетам Всемирного банка, в 2022 году почти 70% населения страны жило за чертой бедности.
Многие влиятельные представители сильно милитаризованного режима были ориентированы на бизнес, в частности жена Башара Асада Асма, уроженка Великобритании и бывший банкир JPMorgan.
В 2019 году парижский суд заморозил недвижимость на сумму 90 миллионов евро (примерно $95 млн), которая принадлежала Рифаату Асаду, дяде Башара Асада, руководившему жестоким подавлением оппозиции в 1982 году. Трибунал постановил, что активы были получены путем организованного отмывания похищенных государственных средств.
Правозащитник Уильям Бурдон, который подал дело в суд в Париже, заявил, что деньги в налоговых гаванях, таких как Дубай и Россия, будет значительно труднее вернуть.
Младший брат Башара Асада, Махер, командовал Четвертой бронетанковой дивизией Сирии, которая, по данным Госдепартамента США, занималась контрабандой каптагона в другие страны Ближнего Востока.
Прибыли от этого наркотика на протяжении лет помогали режиму смягчать влияние жестких западных экономических санкций, принося в среднем около $2,4 миллиарда ежегодно в 2020-2022 годах.