Украинская правда

Санкции против криптовалют РФ: виртуальность или реальность?

Эффективность санкционной политики будет зависеть от желания и способности государственных институтов действовать.

Санкционная политика Украины расширяет масштабы и существенно усложняется.

Впервые президент ввел значительные санкции против участников российского рынка виртуальных активов. Инициатором их наложения является Национальный банк, а не Служба безопасности, поскольку механизм выявления подсанкционных операций и дальнейшего мониторинга эффективности санкций касается именно финансового сектора.

Не секрет, что криптовалютная отрасль всегда использовалась для обхода санкций. Однако и до большой войны, и после ее начала россияне почти всегда проходили "ниже радара", а точечные санкции со стороны США и Великобритании скорее подтверждали отсутствие возможности контроля в этой сфере. Поэтому ранее целесообразность введения санкций в сфере виртуальных активов казалась незначительной из-за высокой сложности в мониторинге их эффективности.

Однако бесконечная российская наглость не знает границ. В 2025 году стало известно о создании и функционировании бирж и компаний - специализированных инструментов обхода санкций и финансирования российской оборонной промышленности. Речь идет о нескольких биржах с привязкой к юрисдикциям ОАЭ и среднеазиатских стран. Прежде всего речь идет о группе компаний "А7". С инфраструктурой этой платформы "плохо все".

Это и ограниченное количество участников с большими суммами трансакций, и специализация на торговле стеблкойном A7A5 с привязкой к рублю на 10 млрд долл. за несколько месяцев (биржа Grinex начала работать весной 2025 года), и привязка к банковской инфраструктуре Промсвязьбанка, одного из главных банков российского ОПК, и включение бенефициаром в структуру собственности Илана Шора, который публично поддерживает РФ и уже включен в санкционный список физических лиц Украины.

Будет ли эффект от санкций? С юридической точки зрения возникает несколько вопросов.

Первое - как будет формироваться и чем будет обосновываться перечень подсанкционных виртуальных активов, учитывая отсутствие надлежащего нормативного регулирования криптовалютной отрасли.

Второе - чем будет обосновываться ответственность за обход санкций и как будет применяться ответственность при отсутствии закона, который ее предусматривает. Надеюсь, вскоре парламентарии примут законопроект №12406, который запрещает нарушать и обходить санкции в отношении активов, среди которых и виртуальные.

Третье - чем будут руководствоваться суды при рассмотрении этих вопросов. Сейчас спорные операции с криптоактивами суды рассматривают с использованием общих норм Гражданского кодекса и имеющейся судебной практики, в частности в уголовном процессе.

Четвертое - какой государственный орган будет контролировать эту сферу, учитывая специфику криптовалютной инфраструктуры.

Сейчас можно говорить, что государство сделало в этой сфере первый шаг. Эффективность соответствующей санкционной политики будет зависеть от желания и способности государственных институтов двигаться в этом направлении.

Не исключено, что будут иски о взыскании виртуальных активов подсанкционных лиц со стороны Минюста как применение санкции взыскания. С реализацией такого взыскания есть сложности при существующем нормативном регулировании и судебной практике. Хотя возможен вариант наложения запрета на отчуждение активов на криптокошельках подсанкционных лиц, как это осуществляется в уголовном процессе.

С другой стороны, в далекой стратегической перспективе такая реакция Украины на угрозу национальной безопасности будет побуждать страны Запада активнее бороться со специализированными площадками криптобирж для обхода санкций.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
санкции РФ законодательство