Українська правда

Какой должна быть ставка на прибыль банков?

- 17 декабря, 08:30

Размеры банковских доходов начали стремительно расти в 2023 году после кратного повышения учетной ставки НБУ и накопления значительной свободной ликвидности в банках. Прибыль банков до налогообложения увеличилась с 84 млрд грн в 2021 году и 29 млрд грн в 2022 году, до 159 млрд грн в 2023 году. В дальнейшем эта цифра только росла – 187 млрд грн в 2024 году, 205 млрд грн в 2025-м (по состоянию на сентябрь).

По данным Госстата доля прибыли от финансовой деятельности в общих доходах экономики выросла с 4,3% в 2021 году до 47,2% в 2024 году и 39,2% в первом полугодии 2025 года.

Финансовый результат до налогообложения крупных и средних предприятий Украины
Источник: расчеты автора по данным Госстата

Рекордные суммы текущих и срочных депозитов (подпитываемые значительными объемами государственных расходов), а также олигополистическая структура рынка позволяли банкам удерживать заниженные ставки по депозитам, одновременно предлагая дорогие кредитные продукты. В 2024-2025 годах процентная маржа банков между новыми кредитами и депозитами удерживалась в диапазоне 10-12 п. п.

Это стало одним из весомых факторов высокой прибыльности банковской деятельности. Другим, не менее весомым фактором, было получение банками значительных процентных платежей от государственных институтов, включая НБУ.

С начала большой войны до сентября 2025 года банки получили от государства 630 млрд грн процентных доходов с учетом ОВГЗ и 332,7 млрд грн – без ОВГЗ. Это стало результатом высоких процентных ставок как составляющей монетарной парадигмы НБУ, размещения Нацбанком высокодоходных депсертификатов, реализации правительством льготных кредитных программ.

В частности, во время большой войны в банки поступило 261,8 млрд грн процентов по депсертификатам НБУ, 63,2 млрд грн – компенсаций из бюджета по кредитам бизнеса и 7,7 млрд грн – процентов по кредитам правительства.

В результате указанных процессов доля государства как донора процентных платежей для банков в составе общих процентных доходов выросла до почти 60%, тогда как в 2020 году эта доля была почти вдвое меньше.

Доля процентных доходов, полученных банками от государства, в структуре их общих процентных доходов в %
Источник: расчеты автора по данным Минфина Украины и НБУ

Выплаты процентов по депсертификатам НБУ можно считать одним из каналов государственного субсидирования банков, поскольку те получают гарантированный источник доходов от НБУ, не рискуя и не кредитуя реальный сектор экономики. Если в 2021 году банки получили 10,7 млрд грн процентов по депсертификатам НБУ, то в 2022 году – 40,7 млрд грн, в 2023 году – 91,1 млрд грн, в 2024 году – 72,2 млрд грн, в 2025 году – 77 млрд грн (по состоянию на октябрь).

Показательно, что объемы государственного субсидирования других видов бизнеса несоизмеримо меньше, по сравнению с банками. Проектом госбюджета 2026 года предполагается направить 7,4 млрд грн в Фонд развития инноваций, 4,9 млрд грн – на гранты малому бизнесу, поддержку индустриальных парков и инвест-нянь, 1,9 млрд грн – в Фонд декарбонизации и энергоэффективной трансформации.

Самая большая статья бюджета на поддержку экономики (18 млрд грн) – это компенсации процентов и портфельных гарантий по правительственным кредитным программам. Но такие расходы могут считаться субсидиями как предпринимателям-заемщикам, так и банкам-кредиторам, которые получают компенсацию процентов от государства.

В условиях полной независимости НБУ органы законодательной и исполнительной власти Украины имеют ограниченный инструментарий влияния на накопленные в банках диспропорции. Одним из таких инструментов является повышенная ставка налогообложения прибыли банков, использование которой позволяет вернуть в бюджет часть средств, предварительно изъятых банками из экономики/бюджета и перераспределить их на инвестиционные цели через бюджетные механизмы.

Законом о госбюджете 2025 года установлено, что банки и финансовые учреждения платят налог на прибыль по ставке 25%. В 2023-2024 годах Верховная Рада принимала решение о налогообложении их прибылей по ставке 50%.

При рассмотрении проекта бюджета на 2026 год этот вопрос стал предметом острых дебатов. В версии документа к первому чтению предполагалось оставить 25% ставку, но бюджет ко второму чтению увеличивает ее до 50% с учетом норм законопроекта №14097, принятого за основу.

Заслуживает внимания и тот факт, что аккумуляция банками сверхприбылей происходит на фоне сжатия их рыночной деятельности, в частности – кредитной. В течение 2022-2025 годов наблюдается устойчивое снижение уровня банковского кредитования: с 19% ВВП в 2022 году до 15% ВВП в сентябре 2025 года. При этом около трети гривневых кредитов банков приходится на кредиты в рамках субсидируемых правительством программ. Сейчас Украина имеет самый низкий уровень банковского кредитования среди стран с формирующимися рынками.

Высокие военные риски в экономике, сверхжесткая монетарная политика НБУ и создание государством безрисковых и высокодоходных источников для банковских доходов стали основными факторами слабой кредитной деятельности.

Сбережения бизнеса и населения в банках с начала войны увеличились почти вдвое и достигли 3,1 трлн грн. Однако лишь треть мобилизованных сбережений банки направляют на кредиты предприятиям и домохозяйствам. В результате – коэффициент отношения депозитов к кредитам банков с 2022 года уменьшился почти вдвое.

В макроэкономической плоскости такие несоответствия приводят к тому, что накопленные в экономике сбережения крайне слабо трансформируются в источник дальнейшего инвестиционного развития страны: капитальные инвестиции сейчас составляют лишь 7% ВВП.

Таким образом, в последние годы прибыли банков росли преимущественно вследствие удержания высокого уровня процентных ставок в экономике и перенаправления государственных средств в пользу банков. При этом кредитование экономики и другие формы продуктивного инвестирования формировали банковские прибыли лишь в незначительной степени.

Контр-продуктивные финансовые перетоки между институциональными секторами и видами экономической деятельности, очевидно, негативно влияют на экономическую жизнеспособность страны сейчас и подрывают перспективы экономического восстановления после войны.

Такое положение дел актуализирует задачу использования государством действенных перераспределительных инструментов, включая налоговые. Упоминавшийся законопроект №14097 и бюджет 2026 года демонстрируют шаги в правильном направлении. Полезно также изучение международного опыта налогообложения сверхприбылей банков, прежде всего, опыта стран ЕС.

С 2022 года банки ЕС получают исторически высокие прибыли. Прибыли росли под влиянием пост-ковидного восстановления экономик, роста инфляции, вызванного последствиями российской агрессии, повышения процентных ставок центральных банков. С 2009 года рентабельность активов (ROA) банков ЕС составляла не более 0,4%. Однако после пандемии показатель ROA вырос до 0,5% в 2022 году до 0,8% в 2023 году.

МВФ указывает на то, что налогообложение избыточных прибылей банков является экономически эффективным методом налогообложения капитала, который позволяет перераспределить часть экономической ренты, связанной с монопольной властью или другими источниками сверх-прибыли.

На фоне высоких банковских прибылей почти половина стран ЕС вводили новые налоги для банков. Такие налоги имели единую цель (уменьшить для банков экономическую ренту), но характеризовались разным составом налоговых баз. Для целей налогообложения члены ЕС выбирали обязательства или активы банков, суммарные прибыли банков или избыточные прибыли, чистые процентные доходы или избыточные процентные доходы, агрегированные чистые доходы (сумма чистых процентных и непроцентных доходов) или избыточные агрегированные доходы.

Бельгия повысила налоговую ставку на некоторые обязательства банков до 0,17% с предыдущих 0,13%. Нидерланды увеличили налог на краткосрочные обязательства до 0,06% и на долгосрочные обязательства до 0,03% с предыдущих 0,04% и 0,02%, соответственно. Словения ввела налог со ставкой 0,2% на банковские активы.

Эстония, Латвия, Литва, Чехия, Венгрия, Испания, Италия, Словакия, Румыния ввели налоги на показатели-потоки: банковскую прибыль, чистый процентный доход или чистый суммарный доход. Налоги начисляются на общую прибыль/доход или на их сверхнормативные значения.

Налог на обязательства или активы банков предоставляет преимущества, связанные со стабильностью фискальных поступлений во времени. Вместе с тем такой налог становится чрезмерно обременительным для банков во время экономического спада, когда их налоговая способность снижается. Исходя из этого, большинство новых налогов на банки имели в качестве налоговой базы прибыль или доход. Однако недостатком таких налогов является то, что банки получают стимулы к чрезмерному приросту собственных резервов, уменьшая таким образом налоговую базу.

Литва с 2023 года взимает 60% налог на "избыточный" чистый процентный доход (ЧПД). Он определяется как превышающий средний за 2018-2022 годы на 50% или более. Бюджет страны получает ежегодно 250 млн евро поступлений от этого налога.

Чехия также ввела 60% налог на "избыточные" прибыли банков на период 2023-2025 годов. Здесь они определяются как превышение средней прибыли за 2018-2021 годы. Из данного источника бюджет получает около 600 млн евро в год.

Венгрия с 2022 года взимала с банков налог с чистого дохода (суммы процентной маржи и комиссионных доходов) по ставке 10%, которая далее была снижена до 8%. Начиная с 2024 года налог стал прогрессивным, а максимальная предельная ставка установлена на уровне 30%. За первый год действия налога правительство получило 640 млн евро в бюджет, в дальнейшем поступления немного уменьшились.

Италия ввела в 2023 году единовременный 40% налог на "избыточный" ЧПД. База определяется путем расчета превышения ЧПД 2021 года более чем на 10%. Дизайн налога включает опцию накопления капитала, позволяя банкам направить 2,5-кратную стоимость исчисленного налога на "нераспределенные резервы", которые являются частью капитала первого уровня. Большинство банков воспользовались этой опцией.

В Украине доходы бюджета от налога на прибыль банков составляли: в 2021 году – 8,3 млрд грн, 2022 году – 12,4 млрд грн, 2023 году – 14,2 млрд грн, 2024 году – 102,2 млрд грн, за 9 месяцев 2025 года – 68,9 млрд грн. В прошлом году при применении повышенной ставки на прибыль банков (50%) дополнительные поступления в бюджет (сверх ставки 18%) составили 65,4 млрд грн или 1,4 млрд евро.

В Украине налог на сверхприбыли банков со ставкой 50% по фискальной результативности приближается к таким странам как Испания и Италия. В Испании налог на чистые доходы банков ежегодно дает 1,2 млрд евро поступлений в бюджет, а в Италии – потенциально 3 млрд евро.

Итак, неэффективная деятельность банков как посредников по перераспределению ссудного капитала в экономике на фоне поглощения ими значительных сумм бюджетных средств через процентные выплаты по государственным инструментам указывают на обоснованность повышения в 2026 году ставки налога на прибыль банков до 50%.