Конец беспошлинного ввоза: импорт электрокаров может превысить 2 миллиарда в 2025 году

По подсчетам Национального банка, в 2025 году объем импорта электромобилей в Украину может превысить 2 млрд долл.
Такие оценки НБУ привел в ответе на запрос ЭП.
В частности, в регуляторе отмечают, что объемы ввоза электромобилей в 2025 году менялись неравномерно. В начале года в среднем завозилось электрокаров на сумму 120 млн долл. в месяц, что соответствовало объемам в 2024 году. Однако в середине года эти объемы начали расти.
"Однако уже с мая этот показатель ощутимо вырос, достигнув в среднем 200 млн долл. США в месяц. Если такая тенденция сохранится, то импорт в 2025 году может превысить 2 млрд долл. США (по сравнению с 1,3 млрд долл. США в 2024 году)", – предполагают в НБУ.
Там отмечают, что после окончания срока действия льгот на беспошлинный ввоз электромобилей, объемы их импорта в Украину должны сократиться, что положительно повлияет на платежный баланс. В частности, сокращению импорта будет способствовать накопление запасов электрокаров, которые ввозились в течение 2025 года, когда льготы еще действовали.
"Такое сокращение импорта продлится до момента существенного снижения запасов. После чего ожидается постепенное восстановление импорта электромобилей, который в целом за 2026 год может вернуться к уровню 2024 года", – добавили в регуляторе.
Отметим, что 31 декабря 2025 года завершается действие льготы на беспошлинный ввоз электромобилей. Сами льготы ввели в конце 2017 года, а действовать они начали с 1 января 2018-го.
Сначала ожидалось, что срок действия льготы должен был составлять 1 год, однако впоследствии его неоднократно продлевали.
Льгота предусматривает освобождение ввоза электромобилей от уплаты НДС (20%) и пошлины (10%).
Срок действия льготы заканчивается в конце 2025 года, поэтому с 1 января 2026-го при растаможивании электрокара придется платить дополнительные налоги, а затем их цена возрастет.
Накануне народные депутаты проголосовали за поправку к законопроекту "О государственном бюджете на 2026 год", которой предложили продлить действие льготы еще на год. Однако соответствующее решение должно голосоваться отдельным законом о внесении изменений в Налоговый кодекс, поэтому, в конце концов, правительство не учло эту правку в бюджете.
Против продления льгот на ввоз электромобилей выступал и председатель налогового комитета Рады Даниил Гетманцев, по словам которого из-за действия льготы в 2025 году государство недополучило 14,5 млрд грн налогов.
Ранее стало известно, что рост импорта электромобилей из-за окончания срока действия льгот мог стать одной из причин рекордного дефицита внешней торговли Украины в 2025 году.
