Как получить в банке статус защищенного лица
В условиях военного положения в Украине действуют специальные правовые механизмы для защиты прав военных и их семей. Статус защищенного лица для пропавших без вести и их семей позволяет банкам и финансовым учреждениям временно защищать счета, останавливать принудительное взыскание долгов и ограничивать доступ третьих лиц к средствам.
К защищенным категориям в банковской системе относятся:
а) военнослужащие ВСУ, других законно образованных военных формирований и правоохранительных органов специального назначения, Государственной специальной службы транспорта, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, которые проходят военную службу на территории Украины;
б) военнослужащие, которые стали лицами с инвалидностью вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы, или вследствие такого заболевания, но после увольнения со службы;
в) члены семей военнослужащих, погибших, умерших или пропавших без вести;
г) лица, находящиеся в плену или с которыми утрачена связь, или которые пропали без вести.
Человек приобретает статус пропавшего без вести с момента внесения сведений в Единый реестр лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах.
Для подтверждения факта пропажи без вести необходимо подать в банк выписку из Единого реестра лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах. Его можно получить онлайн по запросу в Единое окно для граждан.
Документы в банк могут подать:
а) близкие родственники (муж или жена, дети, родители, родной брат, родная сестра, дедушка, бабушка);
б) уполномоченный представитель человека, пропавшего без вести (на основании нотариально удостоверенной доверенности или другого документа, подтверждающего полномочия);
в) поручители по кредитному договору, если они несут обязательства перед банком;
г) имущественные поручители по договорам ипотеки.
Если статус человека меняется (пропавшего признают пленным или наоборот), родственники или представители должны проинформировать об этом банк и предоставить документы.
Банк после получения документов:
а) регистрирует представление документов и вносит информацию во внутренние учетные системы;
б) устанавливает статус человека как принадлежащего к защищенной категории;
в) осуществляет меры для сохранения банковской тайны и средств клиента (временно блокирует счета пропавшего, чтобы исключить несанкционированные операции; останавливает принудительное взыскание долга или обращение взыскания на имущество такого человека; ограничивает доступ третьих лиц к счетам и финансовой информации);
г) сообщает близким родственникам или уполномоченным представителям о совершенных действиях и правовых последствиях установления статуса защищенного лица;
д) при необходимости выдает справку о принадлежности клиента или его семьи к защищенной категории.
Этот статус действует в течение всего военного положения и еще 90 дней.
Установление статуса защищенного лица – весомый инструмент для защиты семей военных, пропавших без вести. Это позволяет сохранить имущество и финансовые активы, избежать незаконных взысканий. Важно, чтобы родственники своевременно подали выписку из Единого реестра и проинформировали банк об изменениях в статусе человека.
ОО "Юридическая сотня" предоставляет бесплатные юридические консультации членам семей пропавших без вести по номеру 0 800 308 100.