Как ОСМД заменить лифт при поддержке города
Вместо секунд в лифте - длинная лестница наверх. С сумками и ребенком на руках - это ежедневная реальность для тех, кто живет в домах со старыми, изношенными подъемниками.
В Украине этот фонд стремительно стареет: из 90 тыс. лифтов более 60 тыс. уже превысили нормативный 25-летний срок службы. Это нарушение правил эксплуатации, которое создает риски для безопасности жильцов. Но новый лифт - дорогое решение, которое самостоятельно ОСМД или жильцы в большинстве случаев не могут потянуть.
Во многих городах эту проблему помогают решить программы софинансирования: основную часть расходов берет на себя городской бюджет, жители платят только определенную долю. Как именно работают эти программы и какие шаги нужно сделать дому, чтобы присоединиться.
Кому принадлежит лифт?
Лифт - это объект общего пользования, а следовательно относится к общему имуществу многоквартирного дома.
Пока лифт работает в пределах своего срока эксплуатации, за него отвечает ЖЭК или компания-управитель, с которой жильцы заключили договор. Они должны регулярно осматривать оборудование, вызывать аварийную службу в случае поломки, заказывать техосмотры и устранять мелкие неисправности. То есть ежедневное содержание и поддержка работы лифта - это их прямая обязанность, за которую жильцы ежемесячно платят в платежках.
Но если лифт отработал предельный срок эксплуатации или во время техосмотра выявлен критический износ, ЖЭК или управляющий обязан заказать экспертное обследование в специализированной организации. Именно эксперты определяют, можно ли продолжать эксплуатацию, нужен ли капитальный ремонт или полная замена.
Если в заключении говорится о необходимости ремонта или замены, ЖЭК самостоятельно этого сделать не может - такие работы не входят в его полномочия и не покрываются тарифом на содержание дома. С этого момента инициатива переходит к совладельцам: ОСМД или собрание жильцов должны принять решение, подготовить протокол и обратиться к городским властям для участия в программе софинансирования.
Как работают программы софинансирования и что предусматривают
Когда жители получают заключение экспертов, что лифт надо менять или капитально ремонтировать, возникает вопрос: "А где взять деньги?" Замена одного лифта может стоить несколько миллионов гривен. Для дома это сумма, которую самостоятельно собрать практически нереально.
Поэтому города запускают программы софинансирования. Суть их одна: основную часть расходов берет на себя местный бюджет, а жители добавляют небольшую долю.
- В Киеве действуют несколько программ поддержки ОСМД и многоквартирных домов. В частности, в рамках программы софинансирования "Капремонты", если работы касаются капитального ремонта или полной замены лифта, город берет на себя 95% средств, а жители вкладывают только 5%. По этой программе в течение шести лет в столице заменили около 500 лифтов. До конца 2025-го года планируют заменить или отремонтировать еще 125 подъемников.
- Днепр и Одесса. В этих городах программы софинансирования работают по принципу: 90% стоимости капремонта платит городской бюджет, а жители добавляют 10%. В Днепре, например, только в течение 2025 года подано 593 заявки на участие в программе, из них 177 касаются капитальных и еще 27 - текущих ремонтов лифтов.
- В Черновцах программа софинансирования предусматривает выделение на капремонт или замену лифта 80% из городского бюджета, остальное - дофинансируют жители.
- В Ровно горсовет оплачивает 70% стоимости работ, 30% - остается за жильцами дома.
Для людей это означает простую вещь: вместо того, чтобы собирать огромную сумму на новый лифт, каждая квартира платит относительно небольшую долю. В частности, жителям одного из домов, принявших участие в программе софинансирования в столице, новый лифт обошелся в 700 грн с квартиры.
Как принять участие в программе софинансирования
Условия различаются в зависимости от города, но принцип действий для жителей подобный. Прежде всего, решение должно быть коллективным: ОСМД или собрание совладельцев должны официально проголосовать за участие в программе. Это фиксируется в протоколе собрания.
Далее дом формирует пакет документов - в нем обычно есть протокол, заключение экспертов и смета предстоящих работ. После этого заявка подается в городской совет или соответствующий департамент. Если дом включают в программу, город берет на себя основную часть расходов, а жильцы - лишь определенную долю.
На завершающем этапе объявляется тендер и определяется подрядная организация, которая выполняет работы. Все детали и конкретные условия можно найти на сайте вашего городского совета.
Взаимодействие жителей часто становится камнем преткновения: если не удается прийти к согласию относительно участия в программе, процесс дальше не движется. Среди основных возражений - нежелание финансово участвовать в покупке лифта, аргумент "пусть все оплачивает государство" и общая пассивность.
В то же время именно фактор личной и коллективной ответственности определяет качество жизни в доме. Для города финансовое участие жителей - это не столько вопрос денег, сколько мотивации: когда люди вкладывают собственные средства, они чувствуют, что этот лифт принадлежит им самим. А значит, заботятся о нем, контролируют ход работ и не ждут распоряжений "сверху".