Украинская правда

Как не упустить шанс на модернизацию страны

Что такое публичные инвестиционные проекты и зачем они государству и людям.

Еще несколько лет назад системы прозрачного стратегического инвестирования средств налогоплательщиков и международных доноров в Украине почти не существовало, но требования времени и борьба нашего государства за выживание побуждают к ее становлению.

В 2025 году публичные инвестиционные проекты (ПИП) впервые стали частью бюджетного процесса и вполне возможно - драйвером экономического восстановления и роста. Прежде чем радоваться, стоит разобраться, что такое ПИП, зачем они нужны государству и почему общественность должна внимательно следить за тем, как тратятся на них средства.

Что такое публичные инвестиционные проекты

Публичный инвестиционный проект (ПИП) - это инициатива, которая реализуется за средства государственного или местных бюджетов с целью создания или модернизации инфраструктуры, промышленных объектов, образовательных, медицинских, оборонных учреждений.

В отличие от текущих государственных расходов, которые направляются на зарплаты или покупку товаров и услуг, инвестиционные проекты создают долгосрочную ценность: материальные активы, которые работают на экономику и общество годами.

К сфере ПИП относятся строительство и ремонт дорог, мостов, железнодорожных узлов; реконструкция объектов образования и медицины; возведение укреплений и складов для ВСУ, производственных мощностей ОПК; создание инфраструктуры для индустриальных парков; модернизация систем водоснабжения, энергетики, обращения с отходами; ІТ-платформы национального уровня для цифровизации публичных услуг.

Эти проекты финансирует государство, а работают они на граждан. От качества отбора и реализации проектов зависят развитие экономики и доверие общества к государству. Все просто: это проекты, которые финансируются средствами из государственного или местных бюджетов и должны создать или модернизировать основные фонды - дороги, предприятия, школы, водопроводы, военные объекты, системы управления.

Такие проекты имеют инвестиционную логику: сейчас вкладываем, чтобы завтра получить экономический или социальный эффекты. В странах с развитой системой публичного управления это основной инструмент реализации стратегии развития. Проекты планируются на несколько лет, а их эффективность оценивают независимые аудиторы.

Как это работает в странах ЕС

В Евросоюзе инструмент публичных инвестиций широко используется для достижения стратегических целей государственной политики: энергетической трансформации, инноваций, регионального развития, повышения конкурентоспособности.

ЕС устанавливает четкие требования к управлению такими проектами: анализ затрат и выгод (CBA), оценка экологического и социального воздействия, финансовая прозрачность, управление рисками и мониторинг эффективности. Все крупные инфраструктурные инициативы должны проходить оценку целесообразности в соответствии с методологиями, разработанными Еврокомиссией и Европейским инвестиционным банком (EIB).

Особое внимание уделено защите окружающей среды, социальной инклюзивности и антикоррупционным механизмам. Ключевая идея - инвестиции должны быть обоснованными, результативными и прозрачными. Именно этот подход должен стать ориентиром для Украины в условиях войны и послевоенного восстановления.

Что меняется в Украине

16 сентября 2024 года Украина сделала важный шаг в этом направлении. Стратегический инвестиционный совет, созданный при Кабинете министров, утвердил Единый проектный портфель осуществления публичных инвестиций. Это первая попытка систематизировать сотни инициатив, которые подают центральные и местные органы власти, определить их приоритетность и встроить их в бюджетный процесс на 2025 год.

Этот подход имеет потенциал стать инструментом стратегического управления развитием страны, а не просто списком "освоений средств". Если государственный бюджет - это тело, то инвестиционные проекты - это его мышцы, обеспечивающие движение вперед.

Почему ПИП важны именно сейчас

В Украине разрушены или повреждены более 150 тыс. жилых домов; обстрелам подверглись тысячи объектов критической инфраструктуры, включая мосты, железнодорожные пути, линии электропередач; повреждены электростанции и промышленные предприятия. Параллельно с этим государство должно создавать новую экономику, восстанавливать цепи добавленной стоимости и перевооружать ВСУ.

Именно ПИП могут стать инструментом для развития критической инфраструктуры (транспортной, энергетической, коммунальной); модернизации оборонного комплекса с фокусом на технологическую автономность; формирования новой индустриальной базы с учетом "зеленого перехода" и интеграции с рынками ЕС; внедрения цифровых сервисов в государственном управлении, образовании и здравоохранении.

Главное условие - разумное планирование и эффективное использование средств. Публичные инвестиции могут стать не только расходами, а долгосрочными активами государства.

Где есть риски

Аналитики и общественные организации уже обратили внимание на проблемные аспекты формирования ПИП-портфеля. В частности CEE Bankwatch и "Екодия" указывают, что часть представленных проектов не имеет надлежащей аналитической базы, не проходила полного технико-экономического обоснования или содержит сомнительные цели.

Эти проблемы указывают на слабость институтов: отсутствие достаточной экспертизы в формировании ПИП, политическое лоббирование и недостаток прозрачности. Если оставить эти проблемы без внимания, то Украина рискует повторить ошибки предыдущих лет, когда государственные деньги тратились, а результата не было.

Что нужно сделать

Обеспечить прозрачность формирования портфеля. Единый портфель должен быть не просто "утвержден в Кабмине", а обнародован с объяснениями, почему выбраны именно эти проекты, какие ожидаемые результаты и кто ответственен за их выполнение.

Привлекать экспертов, ученых и гражданское общество. В Украине есть мощное сообщество аналитиков, экономистов, урбанистов, экологов, которые готовы безвозмездно делиться знаниями. Они могут помочь оценить эффективность проектов, выявить слабые места и избежать ошибок.

Ввести независимый мониторинг. Каждый ПИП должен иметь четкие критерии результативности и механизм внешнего мониторинга, чтобы не получилось, как в прошлом: деньги потратили, а пользы - ноль.

Научить государственных служащих готовить качественные проекты. Часто причиной проблем является не злой умысел, а банальная некомпетентность. Нужны системные программы подготовки и сертификации специалистов по публичному инвестированию.

Синхронизация с планом восстановления Украины. ПИП должны быть качественно встроены в долгосрочную стратегию восстановления и модернизации, согласованную с международными донорами. Это позволит избежать дублирования и усилить эффект от помощи.

Инвестиции, а не расходы

Публичные инвестиционные проекты, воплощенные по евросоюзовским нормам, - это не очередной "распил бюджета", а потенциально один из самых эффективных инструментов экономической политики. Успешные страны - от Польши до Южной Кореи - сделали ставку на стратегические государственные инвестиции в критические сектора. Пришло время и Украине выйти из режима латания дыр и перейти к развитию государства будущего.

Для этого нужны не только решения правительства, но и общественный контроль, участие экспертов и политическая воля. Мы не можем позволить себе еще одно потерянное десятилетие. ПИП могут стать тестом на зрелость государства, шансом для каждого на качественные изменения, действенным лекарством для выздоровления нашей экономики от сырьевой болезни.

Поскольку большинство инвестпроектов реализуется без учета регионального контекста и прогнозирования долгосрочных социально-экономических последствий, следует проводить мониторинг, что требует внимания экспертов и привлечения общественности.

Соавтор - Оксана Кушниренко

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
инвестиции госбюджет местные бюджеты