Украинская правда
другий щорічний захід про інвестиції

Как (не) стать резидентом

Актуальная практика определения налогового резидентства украинцев, выехавших за границу.

Многие граждане с 2022 года выехали за границу, но не урегулировали отношения с налоговой службой. Часто – из-за невозможности или неосознанности необходимости прохождения процедур выезда на ПМЖ или подачи деклараций.

Они получают сертификаты резидентности других государств, платят там налоги, но остаются неопределенными в статусе относительно украинского законодательства. Это создает риски двойного налогообложения и претензий от налоговой службы.

Хотя налоговая служба Украины заявляет о "борьбе за каждого налогоплательщика", на практике она их тихонько "подгрызает". То через отчетность КИК, то через письма о том, что предпринимательские поступления плательщиков единого налога на зарубежные счета облагаются по ставке НДФЛ 18% и 5% военного сбора.

Только две вещи удерживают релоцированных украинцев от смены резидентства на иностранное: статус плательщика единого налога и остатки патриотизма.

Фискальные органы стран, куда они уехали, мечтают взимать с них свои налоги. Дошло до того, что налоговая Польши свои ответы на запросы о резидентстве завершает пассажами вроде "украинцы должны помнить, что польское правительство приняло на себя социальные расходы, связанные с их пребыванием у нас".

Понимая, что есть украинцы, которые вследствие смены дома, центра жизненных интересов (бизнес, семья) и преимущественного проживания за рубежом имеют основания считать себя нерезидентами, мы должны прийти к правовой определенности и убедиться, что украинские органы власти восприняли такое изменение статуса.

Историческая справка

В 2010-х годах существовала практика обращения в районный суд с заявлением об установлении факта налогового резидентства или нерезидентства. Она дала довольно плодотворные примеры подхода к изучению и применению конвенций.

Например, гражданин Украины уехал в Болгарию и у него осталась квартира в Кременчуге. Он доказал, что в Болгарии у него тоже есть жилье, бизнес и работа, с ним переехала семья. Суд пришел к выводу, что квартира в Украине является недостаточным рычагом, удерживающим за ним украинское налоговое резидентство (решение Печерского районного суда г. Киева №757/15441/16-ц от 19 декабря 2016 года).

В 2020-х годах по инициативе Верховного Суда эта практика прекратилась. В постановлении Большой палаты Верховного Суда от 23 января 2019 года по делу №536/1039/17 суд решил: пусть украинцы доказывают свое налоговое резидентство, когда их персоной заинтересуется ГНС, например, путем доначисления налогов.

Современность

Пришлось искать альтернативные пути. Одним из них остается подача так называемой последней декларации о выезде на постоянное проживание за границу и получение справки об отсутствии налоговых обязательств.

Эта процедура предусмотрена в Налоговом кодексе (пункт 179.3) в контексте более широкой миграционной процедуры. Она предусматривает обращение за разрешением в миграционную службу, снятие с регистрации по месту жительства и с воинского учета в ТЦК для военнообязанных мужчин. Однако время от времени ее используют саму по себе для определенности по налоговым вопросам.

Вторым путем может быть запрос в ГНС с вопросом о подтверждении налогового резидентства или нерезидентства. Если ответ (индивидуальная налоговая консультация) отрицательный или непонятный, его можно обжаловать в суде.

Судебная практика

Мы проанализировали судебную практику за последние три года, чтобы выяснить, при каких обстоятельствах налоговики положительно отвечают на такой запрос и какие решения принимают суды при обжаловании индивидуальных налоговых консультаций.

Во-первых, получить хотя бы условно положительный ответ на запрос возможно.

Пример – заключение в индивидуальной налоговой консультации №2494/ІПК/99-00-24-03-03 от 7 мая 2025 года.

Гражданин Украины выехал в 2022 году и постоянно проживал во Франции вместе с семьей, которая снялась с регистрации в Украине и стала на консульский учет. Дети посещали местные учебные заведения, семья завершила процедуру получения права на постоянное проживание во Франции. В Украине лицо владело 25% доли квартиры совместно с родителями, имело долю в украинском ООО, но не было ФЛП.

ГНС подтвердила, что лицо может считаться нерезидентом Украины, поскольку центр жизненных интересов находился во Франции. Этот кейс демонстрирует, что даже при наличии имущественных связей с Украиной признание нерезидентства возможно при условии надлежащего документального подтверждения фактического места жительства.

Во-вторых, существуют "красные флажки", которые украинская налоговая служба использует для сохранения налогового резидентства за выехавшими лицами, в частности статус предпринимателя и наличие недвижимости в Украине.

Налоговая служба часто трактует незакрытую предпринимательскую деятельность в Украине (особенно с уплатой ЕН) и наличие недвижимости как признаки украинского резидентства, что затрудняет признание лица нерезидентом. Это демонстрирует неудачный судебный опыт, где суд поддержал налоговую именно из-за наличия дома в Украине, несмотря на проживание лица в Германии.

В-третьих, существуют кейсы, где суды поддерживали налогоплательщиков. Упоминаются успешные решения Полтавского административного суда (кейс лица, выехавшего в Австрию), Харьковского административного суда (кейс лица, выехавшего в ОАЭ) и решение Киевского суда. Это свидетельствует о том, что суды оценивают совокупность обстоятельств, и даже при наличии статуса ФЛП можно доказать смену резидентства.

Выводы

Анализ судебной практики и официальных консультаций налоговой службы показывает, что определение налогового резидентства для украинцев за рубежом – сложный вопрос, который требует индивидуального подхода и комплексной оценки всех обстоятельств.

Налоговая пытается сохранить резидентский статус за выехавшими лицами, опираясь на формальные признаки связи с Украиной, но суды демонстрируют более взвешенный подход, где центр жизненных интересов является решающим критерием.

Ключевым во всех успешных делах является не отсутствие каких-либо связей с Украиной, а наличие убедительных доказательств фактического перемещения жизни за границу.

Незакрытый статус ФЛП, недвижимость или банковские счета в Украине могут не стать непреодолимыми препятствиями, если лицо докажет постоянное проживание с семьей в другой стране, обучение детей в местных школах, официальное трудоустройство или ведение бизнеса за рубежом и получение официального статуса резидента иностранного государства. В то же время важно понимать разницу между временным статусом защиты и правом на постоянное пребывание.

Отсутствие правовой определенности в налоговом статусе создает риски для украинцев за рубежом: от двойного налогообложения до будущих претензий и штрафов. Поэтому необходима активная позиция в урегулировании этого вопроса.

Опыт показывает, что правильно подготовленная доказательная база, грамотная юридическая стратегия и готовность пройти необходимые процедуры (включая возможное судебное обжалование), дают шансы на успех даже в самых сложных ситуациях.

Соавторы: Виктория Митяй, младший специалист Crowe Mikhailenko, Герман Рудик, средний специалист практики международного налогообложения Crowe Mikhailenko, Елизавета Шевчук, младший специалист практики международного налогообложения Crowe Mikhailenko

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
налоги законодательство Налоговая двойное налогообложение суды