Українська правда

Як силовики займаються рейдерством, шукаючи російський слід

Евген Грушовець - 26 ноября, 18:07

Кому-то пришелся в глаз ваш бизнес? Статья 111-2 Уголовного кодекса «Пособничество государству-агрессору» – получите, распишитесь. Неважно, действительно ли в деятельности компании существует «русский след» – с этим можно разобраться позже.

А пока самое интересное: арест активов и корправ, блокировка хозяйственной деятельности, передача в АРМА. Не то чтобы такого не существовало до сегодняшнего дня, прямо сейчас манипуляции с квалификацией уголовных производств, в которых фигурирует бизнес, достигли каких-то неведомых до этого масштабов.

Я сравнил бы ситуацию с тем, как российские оккупационные войска уничтожают наши города и села. Некоторые из них имеют шанс на восстановление, а некоторые навеки ушли в засветы. Вот примерно так же с украинскими предприятиями (читайте, украинской экономикой) сегодня поступают отдельные представители правоохранительной системы.

Вынужден констатировать, что количество такого рода дел в нашей юридической фирме в последнее время растет буквально в геометрической прогрессии.

Далее – несколько примеров.

Охота на ведьм

№1.Вызовайте инвестированию!

Наш клиент – иностранный инвестор, международный холдинг из Эстонии, являющийся владельцем важного для украинской энергетики предприятия.

Справедливости ради отмечу, что это украинское предприятие в свое время действительно принадлежало россиянам. Однако еще до 2022 года владельцами стала эстонская компания.

СБУ, основываясь на «железных» доказательствах, а именно – нескольких сообщениях в соцсетях одной из бывших акционерок компании о «8 лет бамбили данбас», - начала расследование против украинского предприятия, принадлежащего эстонцам.

Здесь подчеркну, что, во-первых, подлинность сообщений и страницы автора вообще ничем не подтверждается. Но даже, упустив момент с отсутствием таких доказательств, доказывающих, что аккаунт действителен и действительно принадлежат той женщине, ключевое слово во всем этом – прежняя.

То есть, чтобы она не писала в соцсетях, она уже давно не имеет отношения к украинскому предприятию с иностранным собственником.

Но наших правоохранителей в их «отчаянной борьбе» с агентами кремля это не останавливает и они вносят данные в Единый реестр досудебных расследований.

В результате в течение двух лет идет следствие, наложен арест на имущество, заблокирована хозяйственная деятельность, корправа переданы в АРМА, что, в свою очередь, нашло управляющего, ничего не делающего на предприятии. Что это для экономики?

Производство остановилось, люди сокращены, хотя к вмешательству отдельных представителей правоохранительных органов, несмотря на широкомасштабную войну, инвестор реально занимался модернизацией – к запуску готовилось дорогостоящее уникальное оборудование.

И здесь можно было бы как-то оправдывать действия службы безопасности Украины, которые должны были стоять на страже защиты украинской экономики от любого влияния страны-агрессора. Но за два года следствия никаких санкций СНБОУ на это предприятие наложено не было, а квалификация содействия государству-агрессору незаметно исчезла. Пока клиенту инкриминируют уклонение от уплаты налогов.

И самое интересное в том, что суммы неуплаченных налогов даже не хватает для того, чтобы это расследовать именно в рамках уголовного производства. Более того, не было проведено никаких налоговых проверок, нет соответствующей экспертизы, подтверждающей неуплату налогов.

Риторический вопрос: какой иностранный инвестор в здравом уме, узнав о возможных подобных ситуациях и рисках, придет в Украину? К сожалению, никакие «новообразованные» органы типа инвестирования или Совета предпринимателей при Офисе президента не помогут, если в государстве как таковая отсутствует культура защиты инвесторов и их активов.

№2 Сдали назад

У нас был клиент – компания, занимающаяся управлением проблемными активами. Ее деятельность также расследовала СБУ. Сначала им инкриминировали установление контроля над стратегическими предприятиями (отмечу, что ни одно предприятие, долги которых приобрела компания, не было отнесено к стратегическим).

В ходе этого расследования были арестованы все активы и имущество компании, далее полетели подозрения уже в пособничестве государству-агрессору. Но наконец завершилось все традиционно – уклонением от уплаты налогов. Опять же недоказанным.

Следует ли говорить, какие финансовые последствия привели к бизнесу клиента два года ареста его активов?

№3. Игра на опережение

И напоследок – история с хэппи эндом. Пока что геппи эндом. У нашего клиента – дилера автомобилей – СБУ также пытались найти «русский след» из-за того, что в начале нулевых одним из основателей этого бизнеса был (!!!) родственник ныне подсанкционного лица. Было значит, что бизнес-партнерство клиента с родственником госпредателя закончилось очень задолго до полномасштабного российского вторжения.

Уже имея за плечами опыт такого рода дел, мы решили идти на опережение. И сами инициировали проведение необходимых следственных действий, в частности, допросов должностных лиц компании. Собранная и предоставленная нами доказательная база остановила следствие.

Но этот кейс – скорее исключение. Ведь в стране, где львиная доля бизнеса до революции достоинства тем или иным образом имела связи с россиянами, так называемый «русский следует» по желанию «пришить» можно каждому.

Если вдруг у кого-то создалось впечатление, что я выступаю за то, чтобы закрывать глаза на возможное присутствие «агентов кремля» в украинской экономике, это впечатление абсолютно ошибочно.

Как человек, причастный к определенным процессам в стране, цель которых – поиск наиболее эффективных путей уничтожения врага, я искренне считаю, что россиян, даже как-то косвенно пытающихся вмешиваться в любые сферы жизни в Украине, следует отстранять от этих процессов.

Так, например, считаю санкционный механизм, согласно которому активы представителей страны-агрессора и отечественных госпредателей переходят в доход государства достаточно эффективным.

Но я также подчеркиваю, что тем, как сейчас работает (к сожалению) достаточно значительная часть представителей правоохранительной системы, мы просто производим «контрольный» выстрел в жизнеспособность нашей и без того крайне слабой экономики.

Причины-последствия

Думаю, мы можем упустить вопрос, это отсутствие квалификации у отдельных украинских правоохранителей, или это делается с определенной недобросовестной целью собственного обогащения, в т.ч. и в интересах третьих лиц.

Считаю, что все и так очевидно, для чего по некоторым делам, связанным с прибыльными бизнесами, намеренно завышается квалификация. И, к сожалению, грешат этим представители абсолютно всех правоохранительных органов страны.

Учитывая, что надлежащая реакция на подобного рода действия отсутствует, это воспринимается как сигнал, что так можно и нужно делать: сначала злоупотреблял один, потом увидел другой и начал делать то же. В результате это как вирусная болезнь, поражающая всех и приводящая к разрушению.

Разрушение работающих компаний, увольнение людей, сокращение налоговой базы. Ведь попытайтесь финансово выдержать несколько лет целенаправленного давления и арестов ваших активов.

Фильтры

Фильтры, которые должны были бы обеспечивать избегание подобного произвола:

  • Прокуратура, осуществляющая надзор за деятельностью органов досудебного расследования. Но она это терпит. В целом последние скандалы, связанные с органом обвинения, еще раз доказывают, что этой системе требуется полная перезагрузка.

  • Следователи судьи в целом могли бы останавливать прокуроров, которые там где надо и там где не нужно пытаются все арестовать. Но они почему-то отстраняются от подобных решений.

  • Настоящая ответственность за ошибки следствия в установлении квалификации преступления. Правоохранительные органы могут годами расследовать, блокировать деятельность предприятия, но за собственные ошибки с определением квалификации, а следовательно за доведение бизнесов до финансовых и организационных трудностей (а это судьбы людей!) никто не отвечает.

  • Установлены четкие сроки досудебного расследования . Если раньше срок досудебного расследования уголовного производства, где не сообщено о подозрении, был 18 месяцев, то после изменений в Уголовный процессуальный кодекс, этот срок бесконечен. И вопрос в том: что такого можно расследовать после, например, десяти лет с момента совершения преступления?

Прокуратура, осуществляющая надзор деятельности органов досудебного расследования. Но она это терпит. В целом последние скандалы, связанные с органом обвинения, еще раз доказывают, что этой системе требуется полная перезагрузка.

Следователи судьи в целом могли бы останавливать прокуроров, которые там где надо и там где не нужно пытаются все арестовать. Но они почему-то отстраняются от подобных решений.

Настоящая ответственность за ошибки следствия в установлении квалификации преступления. Правоохранительные органы могут годами расследовать, блокировать деятельность предприятия, но за собственные ошибки с определением квалификации, а следовательно за доведение бизнесов до финансовых и организационных трудностей (а это судьбы людей!) никто не отвечает.

Установлены четкие сроки досудебного расследования . Если раньше срок досудебного расследования уголовного производства, где не сообщено о подозрении, был 18 месяцев, то после изменений в Уголовный процессуальный кодекс, этот срок бесконечен. И вопрос в том: что такого можно расследовать после, например, десяти лет с момента совершения преступления?

Спустя столько лет получить новые доказательства – маловероятная история. Полагаться на память свидетелей спустя столько времени – тоже не слишком надежная стратегия. Это по факту то же самое, если бы врач пять лет лечил болезнь, которую можно вылечить за пару месяцев.

Как видим, на сегодняшний день ни один из этих фильтров не работает в достаточной степени. Но уверен, что их не так сложно починить или заменить.