Разрешительная кухня: Регистрация мощностей или эксплуатационное разрешение для бизнеса?
На этот текст меня вдохновила история моей знакомой, которая открывала небольшую кофейню в родном городе, в период старта реформы цифровой трансформации Госпродпотребслужбы. Тогда я поинтересовалась у нее, насколько тяжелой и длительной была процедура регистрации мощностей для ее заведения. Однако она искренне удивилась и спросила у меня: "Регистрировать мощность? А что это?".
Оказалось, что многие представители малого и среднего бизнеса, особенно в регионах, не знают, что именно им нужно - регистрировать мощность или получать эксплуатационное разрешение для легального ведения своей предпринимательской деятельности. Причиной этому, скорее всего, является отсутствие цифровизации таких услуг, осведомленности граждан и, возможно, и проверок со стороны контролирующих органов.
Поэтому в этом блоге раскладываю по полочкам, в чем разница между этими двумя опциями. А также рассказываю, как все будет работать, когда завершится первый этап цифровой трансформации Госпродпотребслужбы, и такие услуги будут переведены "в цифру".
В чем разница между регистрацией мощности и эксплуатационным разрешением?
Многие предприятия, которые специализируются на деятельности в сфере производства и/или обращения пищевых продуктов, а это, в частности, сфера обслуживания, в начале своего пути задаются вопросом, что именно им нужно: получить эксплуатационное разрешение или зарегистрировать мощность, как оператора рынка. Или и то, и другое. А нужно ли вообще и для чего? Разбираемся.
Государственная регистрация мощностей оператора рынка или выдача эксплуатационных разрешений - это не требование исключительно Украины, это международная практика, которая является основой для обеспечения экспорта и импорта продукции и формирования рынка безопасной продукции. Фактически - это первый шаг для обеспечения прослеживаемости производства и реализации одного из ключевых принципов "от поля до стола".
Эксплуатационное разрешение нужно предприятиям, которые специализируются на производстве и/или хранении пищевых продуктов исключительно животного происхождения, а это: яйца, мед, молоко, мясо, рыба, моллюски, ракообразные или любые другие продукты, которые изготовлены из частей животных для потребления человеком.
При этом, вы можете заниматься различными видами деятельности: производством полуфабрикатов из мяса, или оптовой торговлей птицей, рыбой и мясом, забоем скота, сбором молока или хранением яиц, разбором и обвалкой мяса и т.д..
Как примеры обязательного получения эксплуатационных разрешений можно привести рыбопромысловое судно, рынок по продаже рыбы/мяса/птицы, молочную ферму, птицефабрику и, что самое интересное, - любой холодильный склад, на котором хранится продукция животного происхождения при температуре ниже 10°C.
Однако не надо получать разрешение и, при этом, "бояться" сложной процедуры инспектирования тем, кто открывает заведение общественного питания (кафе, ресторан и т.д.) или заведение розничной торговли, мелкие заведения реализации (супермаркеты, магазины, МАФы и небольшие киоски), фермерские хозяйства, специализирующиеся на выращивании овощей/фруктов, тем, кто работает с продукцией, состояние которой существенно не меняется, хранит продукцию при температуре выше 10°C или использует продукты для производства других.
В этот перечень также входят те, кто занимается изготовлением полуфабрикатов, кулинарной и готовой продукции (это торты, пирожные, пряники и многое другое). В этом случае вы просто регистрируете мощность, то есть Госпродпотребслужба включает вас в государственный реестр и выдает регистрационный номер типа r-UA-xx-xxxxx..
Эксплуатационное разрешение - это значительно более ответственная процедура. Здесь перед стартом работы нужно пройти оценку ваших мощностей путем инспектирования специалистами Госпродпотребслужбы.
Обратиться в Службу по получению эксплуатационного разрешения можно через ЦНАП, при этом после завершения инспектирования нужно осуществить оплату, которая определяется инспектором в зависимости от потраченных часов. А вот срок выдачи - не позднее 30 календарных дней со дня получения территориальным органом Госпродпотребслужбы соответствующего заявления от оператора рынка, но не позднее трех рабочих дней со дня завершения инспектирования. Довольно долго и сложно выглядит, не так ли?
Регистрация за 30 минут
Прохождение "девяти кругов ада" уходит в прошлое - зарегистрировать мощность можно будет онлайн в течение 30 минут
Уже более полугода продолжается реформа Госпродпотребслужбы. За это время Служба вместе с Минцифры, при поддержке проекта "Поддержка цифровой трансформации", финансируемого USAID и UK Dev, и партнерами которого являются Фонд Восточная Европа и Офис эффективного регулирования BRDO, сделали первые - самые важные и сложные шаги к цифровизации Госпродпотребслужбы.
Провели аудиты всех услуг, сервисов, функционала и серверных мощностей и определили дорожную карту реформы, чтобы превратить орган власти из "бумажного монстра" в цифровую, открытую и удобную структуру.
Первые результаты будут ощутимы уже в следующем году. Сейчас ведется комплексная работа по оцифровке, в том числе, таких сервисов как государственная регистрация мощностей и получения эксплуатационного разрешения (9 видов услуг: от регистрации пищевых продуктов до несъедобных продуктов животного происхождения).
Чтобы получить эти услуги предприниматели иногда проходят сквозь "девять кругов ада". Череда поездок и согласований. Все в бумаге. Длинные очереди. Процесс растягивается на недели.
Сегодня руководство Службы поставило цель ликвидировать эту бюрократическую практику. В результате цифровой трансформации Госпродпотребслужбы регистрация мощностей будет происходить в течение 30 минут.
Исключительно бумажная форма обращения трансформируется в онлайн-формат. Достаточно будет лишь кликнуть на отметку "подать заявление". После чего информация о мощности будет вноситься в Реестр в режиме реального времени.
При этом, вся информация о зарегистрированных мощности в Украине впервые будет в открытом доступе и выведена на "карту привлекательности регионов"-онлайн-инструмент, на котором можно будет увидеть данные о своем контрагенте, четко понимая зарегистрированы ли у него мощности; оценку соотношения экономического развития региона в разрезе "сфера деятельности-размер ОТГ", "вид деятельности-средний уровень заработной платы"; осуществлять поиск операторов рынка по унифицированным видам деятельности и т.д..
Онлайн-формат будет работать и при получении эксплуатационного разрешения. Размер платы и минимальный срок его выдачи будет определен с учетом размера предприятия (микро-, малое, большое, среднее). Последний будет составлять минимально семь дней. Это позволит минимизировать риски манипуляций относительно времени проведения инспектирования и размера оплат.
Кроме того, все процедуры будут фиксироваться боди-камерами инспекторов. Отбор инспектора будет осуществляться рандомно. А бизнес, который хочет как можно быстрее начать деятельность, но не успевает с выполнением всех условий, сможет получить временное эксплуатационное разрешение. Любой вид разрешения будет реализован с соответствующим QR-кодом.
Оба сервиса планируется запустить в течение следующего года. Это поможет создать такие условия, при которых предпринимателям будет комфортно осуществлять деятельность в Украине. Ведь это - не только о благосостоянии отдельного предпринимателя, это - об эффективном функционировании экономики всей страны.