Прибыли - торговым сетям, убытки - производителям
Почему торговые сети перекладывают ответственность за испорченную продукцию на производителей и какая практика существует в ЕС?
Длительный конфликт между торговыми сетями Украины и отечественными производителями пищевых продуктов не только блокирует движение нашей страны в семью европейских стран с консолидированным законодательством, но и разрушает всю экосистему продуктового производственного бизнеса и подтачивает основы продовольственной безопасности и экономической устойчивости страны.
Напомню, суть вопроса заключается в том, что участники продовольственного рынка давно перестали быть в модели win-win, когда каждый из них получает дополнительные прибыли и максимизацию результатов своего труда. На самом деле, мы, как представители украинских производственных и перерабатывающих пищевых отраслей констатируем проблему монополизации продовольственного рынка и диктата торговых сетей.
А условия сотрудничества с ритейлом для нас имеют характер откровенно грабительский. И страдают от этого больше всего средний и малый продовольственный производственный бизнес. А в перспективе - экономика и экология всей страны. Причем - с отложенными последствиями на долгосрочную перспективу.
Такое ли наследство мы готовы оставить своим детям и израненной войной стране?
Профильные ассоциации поставщиков неоднократно поднимали этот вопрос на самых высоких ступенях законодательной и исполнительной власти.
Определенным бустом к возможным изменениям к лучшему рассматривалось принятие в апреле 2019 года Европейским парламентом директивы 2019/633 относительно недобросовестных торговых практик в бизнес-отношениях на цепи поставок продуктов питания.
Положения Директивы 2019/633 применяются к отношениям между поставщиками сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов и ее покупателями в случаях, когда один из них имеет большую рыночную силу (это и есть ритейл), и соответственно, может устанавливать заведомо невыгодные условия сотрудничества для другого.
Учитывая обязательства Украины с требованиями Соглашения об ассоциации с ЕС гармонизировать национальное законодательство с соответствующим европейским, производители пищевых продуктов очень надеялись на внимание государства к этому вопросу и собственно искоренение позорных устоявшихся отечественных практик.
На сегодня в парламенте зарегистрировано 5 законопроектов, которые в определенной степени отражают положения Директивы ЕС 2019/633 относительно недобросовестных практик в цепи поставок с/х продукции, но по факту всю трехлетнюю дискуссию сторон на данном этапе сведено к верхнеуровневому вопросу: должно ли государство вмешиваться в этот спор и регулировать нормативно правоту какой-то одной из сторон.
Что не только не отражает сути обозначенных проблем, но свидетельствует о системном нежелании нахождения консенсуса и очень манипулятивно заводит перспективу их решения в тупик. Потому что - война, не ко времени. Хотя основным каналом сбыта пищевых продуктов ритейл остается и сейчас, и фактически непомерное и необоснованное разрушительное давление на средний и малый продовольственный производственный бизнес сохраняется.
Кризисные явления также усиливаются благодаря существенному росту импорта пищевых продуктов, так называемому "собственному" импорту торговых сетей, который на самом деле во времена войны еще больше ухудшает позиции отечественных производителей.
Одним из ключей для выхода из тупика в отношениях украинских поставщиков и ритейла является решение проблемы возврата нереализованной продукции, срок годности которой истекает. В наших реалиях такую продукцию производителю возвращают, во-первых, за его же счет, а во-вторых, - чисто номинально, на бумаге, фактически выбрасывая еду на помойку.
Подождите, такую практику с большим количеством ненужных затрат, потерями продуктов и экологическими последствиями никак язык не поворачивается назвать разумной или эффективной. Причем в отношении импортируемого производителя такая практика возврата отсутствует.
В странах ЕС этот аспект в отношениях между производителями и ритейлом решается по-разному. Указанная Директива 2019/633, к сожалению, напрямую не запрещает ритейлу возвращать нереализованную продукцию поставщику. Но все же на ее основании в апреле 2021 (когда фактически она и вступила в силу в странах ЕС) года немецкий Бундестаг утвердил закон, согласно которому делает такой прямой запрет возврата нереализованной продукции производителю.
Другие страны ограничиваются запретом на законодательном уровне уничтожения просроченной, но не проданной еды, обязывая ритейлеров передавать ее благотворительным организациям. Ведь фактический срок годности продуктов питания, списанных торговыми сетями, допускает еще 2-3 месяца допустимого для здоровья и пригодного для употребления качества продуктов. Такая практика существует в Италии (с 2016 года), Франции, Испании (с 2021 года), Бельгии (с 2023 года) и т.д.
Таким образом, отечественный поставщик, особенно МСБ, в этих условиях по сути остается со 100% убытком без опоры на собственную прибыль, съедаемую "сотрудничеством" с отечественным ритейлом.
Не трудно понять, что это приводит к сворачиванию таких бизнесов и разрушению опоры для обеспечения продовольственной безопасности и экономической устойчивости страны.
Поэтому видим, что для решения этих основополагающих для существования украинского государства и его европейской перспективы вопросов, для улучшения экономического состояния производителей пищевых продуктов и защищенности малого и среднего продовольственного бизнеса крайне необходимым и актуальным является установление рыночно-справедливого распределения дополнительной стоимости на цепи производитель-переработчик-потребитель и принятия соответствующего закона, который будет соответствовать Директиве ЕС 2019/633.