Украинская правда

Корпоратизация коммунальных предприятий - реформа, которая изменит Украину

Зачем нужна корпоратизация коммунальных предприятий и как это повлияет на их финансовое положение?

Украина находится на пороге масштабной реформы в сфере коммунального хозяйства. Корпоратизация коммунальных предприятий - это не только требование времени, но и весомый шаг к интеграции с Европейским Союзом.

Эта реформа способна обеспечить эффективность, прозрачность и стабильность управления, что так необходимо для устойчивого развития государства.

Почему корпоратизация нужна

Сегодня в Украине функционирует более 14 тысяч коммунальных предприятий, значительная часть из которых являются убыточными и зависимыми от государственного или местного финансирования.

Основные проблемы включают низкую эффективность управления, отсутствие прозрачности в финансовой деятельности, политическое влияние на принятие решений и зависимость от бюджетного финансирования.

Корпоратизация предусматривает трансформацию этих предприятий в акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью. Такой подход позволит ввести современные стандарты корпоративного управления, обеспечить четкое распределение ответственности между собственниками и менеджментом, а также привлечь инвестиции через повышение доверия к предприятиям.

Реформа является частью интеграционного процесса Украины в ЕС. Соглашение об ассоциации предусматривает приведение украинского законодательства к европейским стандартам, в частности в сфере корпоративного управления. Европейский Союз и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) рекомендуют корпоратизацию как эффективный инструмент для повышения прозрачности управления.

В многих странах ЕС корпоратизированные коммунальные предприятия стали примером успешного реформирования государственных активов, что обеспечило уменьшение коррупционных рисков, эффективное использование финансовых ресурсов и улучшение качества услуг для населения.

На пути к реализации реформы

Украинское правительство разработало План для Ukraine Facility, включающий корпоратизацию как один из ключевых элементов реформ. Документ предусматривает завершение трансформации коммунальных предприятий в корпоративные структуры до 2025-2026 годов. Кроме того, с 2027 года будет запрещено дотационное финансирование предприятий из государственного и местных бюджетов, что будет стимулировать их переход на самоокупаемость и внедрение эффективных бизнес-моделей.

Ожидаемыми результатами реформы являются прозрачность и подотчетность благодаря независимым наблюдательным советам и обязательному аудиту, инвестиционная привлекательность через привлечение финансирования от международных доноров, уменьшение коррупционных рисков благодаря четкому разграничению функций собственника и менеджмента, а также финансовая стабильность и соответствие европейским стандартам.

Реализация реформы сталкивается с вызовами, в частности сопротивлением на местах, недостаточным опытом корпоративного управления и нестабильной ситуацией из-за войны. Однако эти вызовы можно преодолеть благодаря международной поддержке, образовательным программам и активной информационной кампании для объяснения гражданам преимуществ реформы.

Корпоратизация коммунальных предприятий - это возможность создать эффективную систему управления, которая станет фундаментом для экономического роста Украины. Однако реформа требует активной поддержки общества, бизнеса и международных партнеров.

Как корпоратизация повлияет на платежеспособность потребителей и тарифы

Корпоратизация сама по себе не изменит уровень доходов населения и не сделает тарифы ниже мгновенно. Это зависит от экономической ситуации и социальной политики государства. Однако, она поможет сделать управление предприятиями более эффективными. Если предприятие начнет оптимизировать свои расходы, избавиться от лишних потерь и коррупционных схем, это поможет избежать необоснованного роста тарифов.

Кроме того, корпоратизация позволяет привлечь инвестиции и модернизировать инфраструктуру, что уменьшит потери воды или тепла, которые сейчас ложатся на плечи потребителей. В то же время, поддержка уязвимых слоев населения через субсидии остается задачей государства.

Скрытые расходы или дополнительный уровень контроля?

Может показаться, что корпоратизация создает лишние расходы на наблюдательные советы и аудит. Но это только на первый взгляд выглядит как расходы. На самом деле, наблюдательные советы и аудит - это инструменты, которые позволяют избежать больших потерь. Наблюдательные советы работают на постоянной основе, принимают стратегические решения, контролируют работу предприятий и обеспечивают прозрачность. Аудит добавляет дополнительный уровень контроля, чтобы деятельность была открытой для общества.

Да, это требует затрат, но гораздо дешевле обеспечить качественный контроль и предотвратить неэффективные решения, чем тратить миллионы на покрытие убытков или долгов, возникающих из-за коррупции или ошибок в управлении.

И в этом случае не обойтись существующими органами контроля, как Госаудитслужба или Госпродпотребслужба. Государственные органы контроля имеют значение, но их функция - проверять выполнение операций. Они не занимаются постоянным стратегическим управлением предприятиями. Наблюдательные советы дополняют их работу, работая на опережение - они планируют, принимают стратегические решения, предотвращают риски и контролируют их выполнение. Это не замена существующих органов, а дополнение. Иностранный опыт показывает, что такая модель работает эффективно.

Адаптация зарубежного опыта

Принятие иностранного опыта заключается не в копировании, а в адаптации проверенных подходов к украинским реалиям.

Например, в Швеции теплоснабжающее предприятие Stockholm Exergi работает как совместный проект муниципалитета и частных инвесторов где 50% акций принадлежат муниципалитету, 50% - частным инвесторам. Они создали наблюдательный совет, который учитывает интересы обеих сторон, что позволяет обеспечить качественные услуги и финансовую стабильность. Постоянный контроль и профессиональное управление позволяют предприятию работать с минимальными затратами и обеспечивать качественные услуги.

Украине важно разработать собственную модель, но с учетом того, что уже успешно работает в других странах.

В наших реалиях также стоит отметить такую проблему, как необоснованно высокие премии и зарплаты руководителей. Подобную ситуацию видим на примере "Нафтогаза", и это вызывает справедливое возмущение. Здесь ключевая задача - обеспечить прозрачность и контроль за системой вознаграждений. Корпоратизация - это лишь инструмент. Если им неправильно пользоваться, он не будет эффективным. Но этот пример показывает не проблему идеи, а проблему реализации.

Корпоратизация на практике: как это реально будет работать

Корпоратизация не решает все проблемы автоматически, но создает условия для долгосрочных изменений. Вот как это может работать:

  • Предприятия становятся более прозрачными, что позволяет избегать коррупции и нерациональных расходов.
  • Привлечение инвестиций становится простым, после прозрачные предприятия вызывают доверие.
  • Руководство получает четкие рамки для принятия решений и не зависит от политического влияния.

Важно помнить, что корпоратизация - это не волшебная палочка, но это важный шаг к более эффективному, прозрачному и независимому управлению коммунальными предприятиями. Без этого шага коммунальные предприятия и в дальнейшем будут работать на изношенной инфраструктуре и постоянными долгами.

Корпоратизация - это возможность для Украины модернизировать управление коммунальными предприятиями, уменьшить коррупцию и повысить качество услуг для населения. Это не просто техническая трансформация, а стратегическое движение к реформированию всей экономики. Она позволяет решить накопившиеся проблемы коммунальных предприятий, повысить эффективность управления, создать условия для устойчивого развития и интегрировать украинское законодательство к стандартам ЕС.

Однако, этот процесс требует времени, усилий и поддержки всех сторон: государства, бизнеса, международных партнеров и граждан. Только при условии скоординированных действий реформа сможет достичь поставленных целей, сделав сектор коммунального хозяйства прозрачным, эффективным и устойчивым к вызовам современности.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
менеджмент