Украинская правда

Как укрепить лесную отрасль Украины и поддержать экономику. Конкретные шаги

Как реформы в деревообрабатывающей отрасли могут помочь спасти экономику Украины

Убежден, что деревообрабатывающая отрасль Украины - одна из ключевых составляющих национальной экономики. Она обеспечивает рабочие места, поддерживает много смежных секторов и способствует развитию экспортного потенциала.

Но сегодня мы сталкиваемся с рядом серьезных вызовов, которые ставят под угрозу ее дальнейшее развитие и стабильность.

Основными проблемами являются дефицит ресурса, бюрократические трудности и отсутствие эффективных механизмов для обеспечения устойчивого снабжения древесины. Чтобы обеспечить будущее деревообрабатывающих предприятий, необходимы срочные реформы и изменения в регулировании этой сферы. Обо всем по порядку.

Дефицит ресурса - главная проблема деревообрабатывающей отрасли

Одной из основных проблем, с которыми сегодня сталкиваются деревообрабатывающие предприятия в Украине, является нехватка сырья. Это напрямую связано с недостаточным количеством лесозаготовительных бригад, а также с бюрократическими сложностями в получении лесорубных билетов для осуществления санитарных рубок.

Сейчас правила, регулирующие эти процедуры, стали еще более строгими, и это создает дополнительные трудности для постоянных лесопользователей, которые и без того испытывают трудности с обеспечением сырья для деревообрабатывающих предприятий.

К сожалению, в условиях ограниченных поставок древесины, отрасль вынуждена работать в условиях дефицита. Этот фактор не только тормозит развитие предприятий, но и ставит под угрозу стабильность всего сектора.

Нужны срочные нововведения для преодоления бюрократических барьеров

Ассоциация деревообрабатывающих предприятий Украины (АДПУ) уже неоднократно поднимала вопрос необходимости изменений в сфере лесозаготовки. Главным образом, речь идет об упрощении процедур, связанных с санитарными рубками.

На фоне активной цифровизации многих отраслей, нелогично, что лесозаготовительные процедуры все еще сохраняют высокий уровень бюрократии.

Отсутствие автоматизации и откровенное усложнение процедур лишь создают дополнительные барьеры для деревообработчиков, тормозя их производство и развитие.

Борьба с нелегальной древесиной и повышением прозрачности рынка

Украинской деревообработчик обычно работал в условиях, когда на рынок попадала значительная доля нелегального (серого) ресурса, или существовали определенные "квоты" на объем ресурса от отдельных лесопользователей.

Это искажало конкуренцию, потому что некоторые имели возможность договариваться и иметь доступ к более дешевому сырью. Кто-то работал исключительно на более дорогой легальной древесине.

За последний год ГП "Леса Украины" провело действительно большую работу по минимизации схем с незаконной древесиной и проведением практически всего объема реализации через прозрачные торги.

Более жестко контролируются отводы участков в рубку, безопасность предприятия стала противодействовать попыткам пересорта. Конечно есть над чем работать, но главное - системный подход и постоянная обратная связь с деревопереработчиками, которые вежливо продолжают свой труд несмотря на все вызовы сегодняшнего дня.

В сегменте крупного и среднего бизнеса я бы оценил по косвенным признакам уменьшение объема "серой" древесины до 70% по некоторым регионам. О промышленных поставках серой древесины речь уже не идет. Хотя остается проблема мелкого сегмента.

Но не нужно забывать, что когда мы говорим о древесине, то должны всегда бороться за одинаковые условия сотрудничества в отношении всех лесопользователей без исключений. Это касается коммунальных предприятий и других лесопользователей, которые не входят в ГП "Леса Украины".

Там продолжается целенаправленное направление ресурса на конкретных покупателей даже в последние годы. Решить этот вопрос возможно только жесткими законодательными методами. Все остальное, как доказывает практика, не работает. А уже после этого, я верю и надеюсь, будут разобраны все кейсы предыдущих периодов....

Итак, для поддержки и развития деревообрабатывающих предприятий важно осуществить ряд реформ, которые будут способствовать устойчивому развитию этой отрасли.

Вот несколько ключевых направлений, которые, по нашему мнению, должны стать частью государственной политики.

Принятие Закона "О рынке древесины"

Этот закон имеет целью создать прозрачный рынок древесины, что позволит стабильно поставлять сырье на предприятия и обеспечит доступ к ресурсам для всех участников рынка.

Прозрачность и четкость в регулировании этого рынка являются необходимыми условиями для снижения коррупционных рисков и повышения конкурентоспособности предприятий.

Тем более, мы уже имеем положительные результаты законодательных изменений, которые произошли в середине 2021 года, когда продавцы должны реализовывать необработанную древесину исключительно на лицензированных биржах.

Мы получили прозрачные конкурентные биржевые торги; аналитические модули; графики поставок сырья; агентов бирж, которые на местах контролируют чтобы продукция соответствовала заявленным в лоте параметрам; систему мониторинга выполнения биржевых сделок. И в результате всего выше перечисленного деревообработчики наконец имеют беспрепятственную возможность получить именно тот ресурс, который они выиграли на торгах.

Ранее же представители лесхозов могли позволить себе требовать незаконные средства за своевременную или полную отгрузку продукции. Однако сегодня почти исключено коррупционную составляющую, ведь процесс находится под тщательным контролем бирж и центрального офиса ГП "Леса Украины".

И это, должен отметить, дает свои плоды, ведь по состоянию на сейчас процент выполнения договоров составляет почти 95%. Именно эта цифра и является лучшим подтверждением моих слов выше и свидетельствует о большой эффективности новой системы.

Внедрение реестра деревообработчиков

Эта инициатива направлена на создание прозрачного и понятного учета всех участников деревообрабатывающей отрасли. Реестр обеспечит открытость информации, поддержит честную конкуренцию и облегчит взаимодействие между предприятиями, поставщиками сырья и госорганами.

Основные функции реестра будут включать: идентификацию участников рынка, контроль и мониторинг, доступ к ресурсам за счет облегчения процесса участия в биржевых торгах и повышение доверия путем содействия открытости рынка и обеспечения равных условий для всех участников.

Ожидаем, что реестр станет инструментом борьбы с теневыми схемами и будет способствовать развитию отрасли в условиях честной конкуренции.

Для поддержки предприятий и обеспечения стабильности рынка необходимо также обратить внимание на внедрение новых финансовых механизмов, таких как банковские гарантии и индексация цен для годовых контрактов.

Это позволит компаниям лучше планировать свои финансовые потоки, а также сделает условия для бизнеса более предсказуемыми и менее рискованными.

Успешная реализация предложенных выше изменений позволит не только поддержать деревообрабатывающие предприятия, но и укрепить всю лесную отрасль в Украине.

Благодаря внедрению упомянутых инициатив и финансовых механизмов можно обеспечить устойчивое развитие деревообрабатывающей промышленности, сохранить национальные лесные ресурсы и поддержать другие смежные отрасли экономики.

Поэтому внедрение этих реформ не только поможет предприятиям преодолеть текущие трудности, но и станет важным шагом к укреплению экономики страны в целом.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
лес законодательство