Украинская правда

Как агрегация в энергетике может зарабатывать для бизнеса и населения и почему это пока сложно

Рынок электрической энергии Украины находится в фазе активных трансформаций, сопровождающихся интеграцией современных европейских механизмов. Среди таких нововведений важное место занимает деятельность по агрегации.

Агрегация определяется как объединение электроустановок с целью купли-продажи электроэнергии, предоставления вспомогательных услуг или услуг по балансировке на рынке электрической энергии.

По сути, агрегатор - это менеджер для энергетических активов других компаний или потребителей. Его задача - собрать вместе различные электроустановки и управлять ими на рынке, создавая единую виртуальную генерирующую установку для Оператора системы передачи.

С законодательной точки зрения агрегатор - это лицо, отвечающее за баланс электроустановок, входящих в состав его агрегированных единиц (один регион - одна единица), имеет право покупать и продавать электрическую энергию на различных рыночных сегментах, предоставлять услуги по балансировке и вспомогательные услуги оператору системы передачи (ОСП). Агрегатор также обязан обеспечивать соблюдение всех нормативных требований по информационной и кибербезопасности.

Правилами рынка уточняется, что агрегатор отвечает за составление суточных графиков электроэнергии, управление электроустановками в соответствии с командами ОСП, а также несет финансовую ответственность за небалансы электрической энергии. Также агрегатор должен гарантировать техническую возможность управления каждой электроустановкой в пределах агрегированной группы отдельно.

Основным нормативным документом, регулирующим деятельность агрегаторов, кроме Закона Украины "О рынке электрической энергии" и Правил рынка, являются Лицензионные условия, утвержденные постановлением НКРЭКУ № 1909 от 18.10.2023. Они устанавливают ограничения для агрегаторов, в частности запрещая им осуществлять деятельность по передаче или распределению электроэнергии.

Ключевым инструментом взаимодействия агрегатора с участниками рынка является договор об участии в агрегированной группе, который четко определяет условия вхождения и выхода из группы, финансовые обязательства сторон, а также порядок взаимодействия с оператором системы передачи. Участники рынка имеют право беспрепятственно менять свою принадлежность к агрегированным группам, при этом выход из группы должен быть обеспечен максимально быстро, но не дольше чем за 21 календарный день.

Законодательно предусмотрено, что штрафные санкции за выход из агрегированной группы могут применяться только в случаях, когда они не превышают прямые расходы агрегатора, связанные с выходом участника. Для защиты прав малых потребителей, таких как бытовые или малые небытовые потребители, такие санкции вообще не применяются.

Собственно, в процессе внедрения механизма агрегатора Украина активно имплементирует европейские подходы к регулированию деятельности по агрегации, в соответствии с Регламентом (ЕС) 2019/943 и Директивой 2019/944. В частности, Европейское законодательство определяет агрегацию как ключевой механизм интеграции конечных потребителей в рынок электроэнергии, предоставляя им возможность активно управлять своим энергопотреблением. Конечные потребители имеют право свободно выбирать агрегатора для участия в рынке, а агрегаторы получают равный доступ к рынкам балансировки, вспомогательных услуг и рынков мощности.

В Европе такие модели работают давно. Например, крупные супермаркеты получают оплату за то, что в определенные часы могут снизить потребление своих холодильников. А владельцы домашних батарей продают свою энергию агрегатору на рынок балансировки.

В Украине сам механизм основан в 2023 году, но значительный интерес к нему появился в конце 2024, когда стало понятно, что на рынке около 1 ГВт незадействованных на полную мощность в виде когенерационных и газотурбинных установок, сосредоточенных "в руках" потребителей и муниципалитетов, которые самостоятельно на рынок выходить с такими мощностями не могут, или не хотят. Именно агрегатор является тем механизмом, который может привлечь в рынок указанные незадействованные объекты и таким образом значительно приобщиться к балансировке системы.

Что касается финансового интереса агрегатора, то он заключается в том, чтобы на основе своих профессиональных экспертных знаний наиболее выгодным способом продавать на различных сегментах рынка электроэнергию потребителей. Для потребителей - это возможность зарабатывать на принадлежащей им генерации, получая средства в зависимости от объема задействования их установок на балансирующем рынке и рынке вспомогательных услуг. В то же время на потребителях, или их поставщиках остается обязательство по уплате тарифов на распределение и передачу.

Но, как всегда при введении нового механизма, есть нюансы.

Проблема № 1 - учет и диспетчеризация.

Законодательством предусмотрено, что участники агрегирующей группы должны иметь отдельные точки учета, а их диспетчеризация должна осуществляться через специальное программное обеспечение агрегатором. В вопросе учета пока не очень понятно, как это будет работать практически (получение отдельных точек, предоставление услуг и т.д.). По диспетчеризации - фактически законодательно не установлены требования для агрегатора к необходимому программному обеспечению, что, с одной стороны, может не мешать быстрому появлению новых игроков, а с другой - привести к собственно проблемам в управлении в пределах виртуальной установки.

Проблема № 2 - взаимодействие с ОСП и риск задолженности.

Все игроки рынка знают, что балансирующий рынок и рынок вспомогательных услуг периодически переживают то плохие, то хорошие времена. Учитывая, что основным контрагентом агрегатора по логике механизма является ОСП, важным для жизнеспособности организма является своевременная оплата предоставленных агрегатором услуг, особенно учитывая тот факт, что все небалансы агрегированной группы агрегатор будет закрывать за свой счет перед ОСП.

Проблема № 3 - одна на область единица агрегации.

По действующим правилам в Украине агрегатор может создать только одну единицу агрегации в пределах одной области, что ограничивает возможности для эффективной балансировки. В то же время в практике ЕС агрегатор может создавать несколько независимых единиц агрегации даже в пределах одной территории - в зависимости от типа установок, профиля потребления или технических особенностей. Соответственно, украинское ограничение значительно сужает гибкость бизнес-модели.

Проблема № 4 - запрет делегировать обязательства.

В условиях, когда система и работа рынка очень зависит как от незавершенной реформы рынка, так и от постоянной изменчивости из-за действий врага - аналитически прогнозировать запросы и потребности рынка бывает более чем сложно. В таком контексте, актуальным было бы объединение игроков рынка, особенно таких новых, как агрегатор, с другими участниками рынка, что может заключаться в частичном делегировании своих обязательств перед ОСП субъектам, которые, к примеру, могут в определенный момент среагировать на акцепт заявки или команду ОСП, если этого не может сделать сам агрегатор. Конечно, учитывая, что такая мера по делегированию имеет несколько стимулирующий характер - его применение можно было бы ограничить во времени.

Проблема № 5 - запрет продажи электроэнергии конечным потребителям внутри агрегированной группы.

Еще одна специфическая украинская норма - агрегатор не может продавать электроэнергию непосредственно конечным потребителям внутри своей агрегированной группы, что создает существенные препятствия для развития гибких моделей энергетического рынка, которые уже активно внедряются в странах Европейского Союза. В частности, в большинстве стран ЕС агрегатору разрешается предлагать услуги непосредственно конечным потребителям, способствуя развитию конкурентного и инновационного рынка электроэнергии. Введение соответствующего опыта в Украине обеспечило бы возможность для агрегаторов предлагать услуги конечным потребителям, включая модели peer-to-peer торговли, и точно сделало бы эту модель более интересной прежде всего для крупных потребителей.

Проблема № 6 - невозможность закупки услуг агрегации муниципалитетами без изменений в Закон "О публичных закупках".

Несмотря на то, что Закон Украины "О рынке электрической энергии" признал агрегатора полноценным участником рынка, а агрегацию - самостоятельным видом деятельности по предоставлению энергетических услуг, действующая редакция Закона Украины "О публичных закупках" не учитывает специфику этого нового рыночного игрока. Это создает барьер для муниципалитетов, которые не имеют возможности напрямую закупать услуги по агрегации без применения общих процедур публичных закупок.

Формально агрегатор не включен в перечень субъектов, на которых не распространяется действие этого закона. На практике это означает, что община, желающая внедрить современные механизмы управления энергопотреблением, например, балансировать нагрузки с помощью агрегатора, работающего с насосными станциями водоканала или теплоснабжающим предприятием, вынуждена проводить публичную закупку на общих основаниях.

Учитывая новизну услуги агрегации, ограниченное количество операторов на конкретных территориях, отсутствие четких рыночных тарифов в обычном понимании и сложность технического описания предмета закупки, проведение такой процедуры или исключается, или приводит к неэффективному результату. По сути, общины лишены доступа к услугам, которые могут дать значительный эффект для уменьшения расходов, снижения пиковых нагрузок и повышения энергетической устойчивости.

Европейская практика свидетельствует, что услуги по агрегации не подпадают под действие процедур публичных закупок. В большинстве стран ЕС такие услуги являются частью системы балансировки энергетических рынков, предоставляются по правилам, установленным оператором системы передачи, и заключаются по рыночным механизмам, а не в порядке тендеров. Муниципальные компании в Германии, Франции или Италии могут напрямую работать с агрегаторами, исходя из технической потребности и рыночного предложения. Это позволяет активно привлекать местные гибкие мощности - накопители, системы потребления или локальную генерацию - к участию в управлении нагрузкой и повышении эффективности энергетической системы.

Соответственно, для того, чтобы обеспечить возможность реального использования агрегации в работе муниципальных инфраструктурных предприятий, целесообразно внести соответствующие изменения в Закон Украины "О публичных закупках", дополнив перечень исключений в проведении закупок упоминанием об агрегаторах и услугах агрегации. Это позволит общинам без лишних процедур заключать договоры с лицензированными агрегаторами, задействовав имеющиеся у них установки и заработав для покрытия других энергетических потребностей общества.

Агрегация - это действительно один из самых современных механизмов работы энергетики, который может стать одним ответом на множество вызовов энергосистемы. Сейчас Украина сделала важный шаг, заложив европейскую модель агрегации в свое законодательство, но пока эти правила больше напоминают каркас без мышц. Поэтому следующий этап - убрать барьеры и адаптировать регулирование так, чтобы агрегатор стал не формальным лицензиатом, а реальным бизнес-инструментом для потребителей, муниципалитетов и промышленности.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.