Украинская правда

Зачем нам энергетическая интеграция с ЕС

Украина должна не просто выполнять правила Евросоюза, а творить их. Как это сделать?

Путь Украины в Евросоюз часто обсуждают в контексте политических реформ. Однако одним из решающих полей боя для интеграции является менее заметная сфера: институты энергетического сектора. Украина не только готовится к ожидаемому членству в ЕС в 2030 году, но и укрепляет свою энергетическую устойчивость.

Почему важна ускоренная интеграция

ЕС - это гораздо больше, чем известные институты в Брюсселе или других городах. В глубине функционирует разветвленная сеть агентств и платформ, где формируются рыночные правила. Присоединение к этим структурам - это вопрос национального интереса.

Украина уже приобщена к европейскому единому энергетическому рынку как член Энергетического сообщества и торгует электроэнергией и газом по гармонизированным правилам. Евросоюзовские трейдеры полагаются на украинские подземные хранилища газа благодаря установленному доверию. Следующим шагом станет совместная разработка правил ЕС, это возможно при условии участия в соответствующих институтах.

Преимущества ускоренной интеграции очевидны. Благодаря присоединению НЭК "Укрэнерго" к Европейской сети операторов систем передачи электроэнергии (ENTSO-E) в январе 2024 года экспорт достиг 16 ГВт в сутки, а импортные возможности выросли до 1 700 МВт. Это приносит доходы и помогает иметь свет после российских ударов.

Где Украина сейчас

Украина уже представлена в некоторых энергетических институциях ЕС, однако многие двери остаются открытыми.

  • ENTSO-E (операторы электросетей) - полноправный член с 2024 года.
  • ENTSO-G (операторы газовых сетей) - наблюдатель с 2020 года.
  • All NEMO Committee (рынок электроэнергии) - наблюдатель с 2022 года, но может стать членом.
  • Европейское агентство по окружающей среде (EEA) - пока не является участником.
  • ACER (Агентство по сотрудничеству энергетических регуляторов) - не является участником.
  • ENNOH (операторы водородных сетей) - создается, Украина не вовлечена.
  • EU DSO Entity (операторы распределительных сетей) - Украина отсутствует из-за отсутствия национальной ассоциации операторов систем распределения.
  • Форумы по электроэнергии, газу и инфраструктуре - открытые платформы, где Украина еще не участвовала.

Кроме этих acquis-ориентированных структур, Украина может активнее приобщаться к добровольным инициативам: Совету европейских энергетических регуляторов (CEER), Совместному европейскому форуму по важным проектам общего интереса (IPCEI) и различным технологическим платформам в рамках Horizon Europe.

Что нужно для присоединения

Членство или статус наблюдателя не являются автоматическими. Например, ACER - структура, формирующая и контролирующая внутренний энергетический рынок ЕС - требует официального соглашения, проверки способности и доказательств независимости регулятора.

Черногория присоединилась как наблюдатель в 2017 году, продемонстрировав, что это возможно для стран Энергетического сообщества. Этот процесс может длиться до двух лет, но Украина пока его даже не начала.

Европейское агентство по окружающей среде - еще одна возможность. По примеру Турции Украина могла бы подписать соглашение о сотрудничестве для присоединения к сетям EEA и получения доступа к инструментам экологического мониторинга. Это усилит политику в сферах выбросов, качества воздуха и биоразнообразия, тесно связанных с энергетикой.

Стратегической сферой для Украины является водород. В водородной стратегии ЕС Украина определена ключевым партнером в производстве и экспорте "зеленого" водорода. Будущая Европейская сеть операторов систем передачи водорода (ENNOH) будет играть ключевую роль в установлении правил. Украина должна обеспечить себе место в этой организации, иначе она рискует потерять огромный потенциал.

Стоимость и вознаграждение

Конечно, участие не бесплатное. Нужны членские взносы, кадровые ресурсы и административные усилия, но эти затраты мизерные по сравнению с выгодами.

Активное участие в этих организациях обеспечивает влияние - возможность формировать правила ЕС, а не просто их выполнять; подготовку - более легкое вступление в Евросоюз; безопасность - доступ к резервным мощностям и совместным действиям в кризисных ситуациях; доходы - более широкие возможности экспорта электроэнергии, газа и водорода.

Какие шаги следует предпринять Украине? Подать заявку на статус наблюдателя в рабочих группах ACER и членство в EEA; готовиться к участию в ENNOH сразу после его запуска; создать национальную ассоциацию операторов систем распределения для вступления в EU DSO Entity; добиваться приглашений на форумы по электроэнергии, газу и инфраструктуре; поощрять государственные компании, такие как "Энергоатом" и "Укргидроэнерго", участвовать в евросоюзовских отраслевых ассоциациях.

Окно возможностей

В ближайшие годы Украина имеет уникальный шанс превратить предвступительный период в период совместного созидания. Присоединившись к энергетическим институтам ЕС, Украина не только защитит собственную энергосистему, но и докажет, что евросоюзовское будущее страны уже строится - правило за правилом, соединение за соединением.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
энергетика электроэнергия газ ЕС