Какой должна быть углеродно-нейтральная энергетика
Стратегия декарбонизации, которую Украина приняла в рамках евросоюзовских обязательств, должна учитывать человеческое измерение. Общественные организации выступают посредником между правительственными кабинетами и реальными потребностями жителей в регионах, и только тогда, когда в энергетических стратегиях будут учтены интересы всех - от фермеров до предприятий - эти стратегии станут действенными.
Общественные организации в Украине имеют мощную способность участвовать в формировании видения энергосистемы страны и его реализации и через публичную адвокацию и аналитическую экспертизу, и через работу среди общин, наиболее пострадавших от войны или зависимых от ископаемого топлива.
Эти организации несколько лет работают над тем, чтобы устойчивая возобновляемая энергетика была не абстрактной целью, а конкретным ответом на потребности страны.
Справедливая трансформация, являющаяся частью стратегии декарбонизации, - это сложный социально-экономический процесс, требующий политической воли и глубокого доверия со стороны громад. Власть не способна самостоятельно охватить все вызовы, с которыми сталкиваются шахтерские регионы и громады в условиях больших экономических изменений.
Общественные организации могут стать партнерами власти: не оппонентами, а соавторами трансформации. Они обладают способностью действовать гибко, оперативно, выступая проводниками инноваций и голосом тех, кого не всегда слышит власть.
Благодаря своей экспертизе, доверию на местах и международным связям общественные организации могут стать мостом между политикой и практикой. Это сотрудничество не только дополняет действия государства - оно делает их более жизнеспособными. Когда общественность вовлечена в планирование, реализацию и мониторинг политики, процесс приобретает легитимность, а реформы имеют шанс стать действительно трансформационными.
Взаимное доверие - основа для преодоления барьеров
Несмотря на роль общества в процессах энергетического перехода, между государством и общественными организациями до сих пор существуют некоторые барьеры для взаимодействия. Прежде всего следует работать над взаимным доверием: власть иногда воспринимает общественность скорее как критиков или надзирателей, а не равноправных конструктивных партнеров.
В свою очередь, некоторым общественным организациям не хватает институциональной способности, чтобы участвовать в сложных процессах стратегического планирования или реализации государственных программ. Другим барьером является фрагментированность и со стороны власти, и среди самих ОО, которые часто конкурируют вместо кооперации для решения проблем.
Добавляется и отсутствие устойчивой, должным образом финансируемой инфраструктуры для системного диалога: от региональных платформ до рабочих групп на уровне правительства.
Выход есть. Во-первых, нужна институализация сотрудничества: создание консультативных советов, официальных каналов привлечения ОО к разработке политик и мониторингу выполнения государственных программ. Во-вторых, стоит инвестировать в усиление локальных инициатив через гранты, обучение, менторство. Главное - нужно изменение культуры взаимодействия. Власть должна воспринимать общественные организации не как оппозицию, а как союзников в достижении общей цели: энергонезависимой, устойчивой, климатически безопасной Украины.
Справедливая трансформация начинается с честного диалога. Для угольных общин, которые десятилетиями строили свою экономику, идентичность и социальные связи вокруг шахт и угольных электростанций, перспектива отказа от угля напрямую касается выживания. Общественные организации способны стать нейтральным посредником, который начинает диалог не с указаний, а с вопросов.
Любая реформа, навязанная сверху, рискует вызвать сопротивление. В противоположность трансформация, сформированная снизу через диалог, совместную аналитику, истории успеха, которые можно увидеть, способна менять мышление. Общественные организации имеют инструменты содействия, доверие среди общин, гибкость для построения диалога. Через диалог справедливая трансформация превращается в общий план действий.
Прозрачность - это не только вопрос подотчетности, а основа доверия граждан к любым изменениям. Энергетическая реформа, особенно такая глубокая и чувствительная, как отказ от угля и переход к возобновляемым источникам, должна быть максимально открытой, честной и понятной. Здесь роль ГО критическая.
Они могут и должны быть независимыми "смотрящими", которые фиксируют ход реформ, анализируют бюджетные расходы, мониторят эффективность государственных программ, сигнализируют о рисках коррупции, неэффективности или политических манипуляций.
Прозрачность также включает разъяснения. Именно общественные организации способны перевести сложную терминологию стратегий, законов и международных соглашений на язык, понятный обществу. ОО могут объяснить, как формируется тариф, почему государство инвестирует в солнечные станции, какие стимулы предусмотрены для малых производителей электроэнергии. Только там, где есть знания и участие, появляется доверие, а доверие - это топливо, без которого справедливая трансформация не будет двигаться.
Развитие устойчивых энергетических решений
Украина стоит на пороге энергетической трансформации, где возобновляемые источники энергии становятся не только лучшей альтернативой, но и основой энергетической безопасности и экономического роста страны. Солнечная энергетика, несмотря на потери из-за войны, демонстрирует устойчивость и потенциал для роста.
Летом солнечные электростанции генерируют максимальное количество электроэнергии, хотя зимой производство может снижаться в три-пять раз. В то же время ветровая энергетика набирает обороты: в 2025 году планируется построить более 800 МВт ветровой генерации, что свидетельствует об активном развитии этого направления.
Инновационные технологии, такие как системы накопления энергии и Smart Grid, становятся ключевыми элементами новой энергетической инфраструктуры. Законодательные инициативы создают основу для масштабирования этих технологий.
Развитие возобновляемых источников энергии в Украине будет способствовать не только энергетической устойчивости, но и созданию рабочих мест, привлечению инвестиций, интеграции в европейское энергетическое пространство. Общественные организации играют важную роль в этом процессе, способствуя прозрачности реформ, привлечению общин и формированию общего видения энергетического будущего Украины.
Привлечение общественности к изменениям
Чтобы энергетический переход был справедливым и устойчивым, его двигателями должны стать и граждане. Люди должны быть участниками реформ как потребители, инвесторы, члены кооперативов. Без государственной политики привлечения такое участие будет ограниченным.
Первый шаг - широкая просветительская кампания: уроки в школах и университетах, спецкурсы для старост и депутатов громад, публичные лекции и онлайн-платформы.
Второй шаг - поддержка на местах. Общины должны иметь доступ к грантам, консультациям, инженерному сопровождению для установки солнечных панелей, запуска энергетических кооперативов. Необходимо уменьшить бюрократические барьеры для подключения к сетям, а также за счет грантов способствовать строительству бизнесов, которые будут развивать производства для генерации чистой энергии.
Третий шаг - демонстрирование примеров. Нет ничего эффективнее историй успеха. Когда люди видят, как соседняя школа обеспечивает себя энергией, или как община зарабатывает на продаже излишков, это запускает цепную реакцию доверия и действия. В этом процессе общественные организации - ключевые проводники новой культуры.
Общественные организации в Евросоюзе способствуют привлечению общин к энергетическим инициативам, реализуют проекты по развитию солнечной и ветровой энергетики, а также участвуют в формировании политик. Их опыт и поддержка также обеспечивают эффективное присоединение Украины к евросоюзовскому пространству в энергетической, безопасности, климатической, экономической и социальной сферах.
Совместно мы можем пройти весь путь внедрения возобновляемых источников энергии, повышения энергоэффективности и обеспечения прозрачности реформ, чтобы россия никогда не имела шансов восстановить свои энергетические рычаги влияния в Европе.