Вместо "Роттердам+": несколько тезисов о надвигающейся "реформе" в электроэнергетике
Общественность глубоко погружена в тему цен на газ и формулу "Роттердам+", но не знает, что с 1 июля заработает "европейский оптовый рынок" электроэнергии.
Главной новеллой является то, что цены на электроэнергию для генерирующих компаний будет определять не Национальная комиссия по энергетике, а сами компании в рамках прямых договоров с поставщиками и потребителями.
Тот, кто не смог подписать прямой договор, сможет купить электроэнергию дороже и по другим правилам. Принципы работы нового рынка похожие на европейские и призванные обеспечить конкуренцию, но есть несколько "но".
Во-первых, в Европе цены формируются в результате конкуренции между десятками производителей, а в Украине их два: государственный "Энергоатом" и частный ДТЭК. Вместе они контролируют около 90% генерации электроэнергии.
Во-вторых, в Европе существуют свободные перетоки электроэнергии между странами в рамках единого энергетического пространства — ENTSO. Украина же является искусственным энергетическим островом, импорт электроэнергии из сопредельных стран физически или политически невозможен.
В-третьих, в Евросоюзе цены для населения экономически обоснованы. В Украине цены на электроэнергию для населения составляют не более 30% ее себестоимости. (К слову, на рынке газа цены для населения обеспечивают производителям 300% рентабельности.) Объем скрытого субсидирования в 2019 году составит около 60 млрд грн за счет всех небытовых потребителей.
В-четвертых, в ЕС отсутствуют потребители, которые могут не платить за электроэнергию и продолжать ее использовать. В Украине отдельные потребители могут годами не платить и продолжать потреблять электроэнергию.
Подобная ситуация защищается различными государственными органами и даже действующим законодательством. Задолженность таких потребителей сейчас составляет более 10 млрд грн и продолжает увеличиваться.
У нас отсутствует система коммерческого учета, способная адекватно обслуживать не только новый оптовый рынок, но и нынешний розничный рынок. 70% потребителей не оснащены автоматизированными системами почасового учета и передачи данных, которые требуются для реального рынка.
Принятый в 2018 году кодекс коммерческого учета, призванный четко регламентировать правила и процедуры, остается стопкой бумаги. Реальная жизнь протекает в рамках временных порядков, рекомендаций и "волевых" решений, прикрытых коллегиальными решениями Совета энергорынка.
Независимые поставщики и их потребители узнают о своем почасовом графике потребления по окончании месяца от облэнерго (оператор систем распределения — ОСР) на основании среднего по области графика почасовой нагрузки.[BANNER1]
В условиях нового рынка недостоверность учета приводит к образованию искусственных небалансов. Небрежно сформированные или искусственно искаженные данные учета способны экономически уничтожить поставщика, так как стоимость электричества для небалансов будет самой высокой на рынке.
Также не решены многие организационные проблемы, не приняты значимые регуляторные акты, не запущены и не оттестированы программные комплексы, не обучены и не информированы участники рынка. Все это делает запуск нового оптового рынка с 1 июля крайне опасным экспериментом.
Эти проблемы игнорируются либо перекладываются на государственные "Энергоатом" и "Укринтерэнерго" путем наложения специальных обязанностей по субсидированию населения, "зеленой" генерации и поставки электричества неплатежеспособным потребителям, превращая эти предприятия в заложников.
Стоимость этих обязательств оценивается 80-90 млрд грн. Это вся потенциальная прибыль "Энергоатома" при продаже им электроэнергии по 2 грн за кВт-час.
Потребители и независимые поставщики столкнутся с непрогнозируемым ростом цен, сложными процедурами и зависимостью от естественных монополистов по передаче ("Укрэнерго") и распределению электроэнергии (облэнерго). Единственным бенефициаром нового рынка будет ДТЭК Рината Ахметова.
Во-первых, он способен продать по прямым договорам безо всяких бирж и аукционов всю свою выработку, около 35 млрд кВт-час, потребителям, которыми он либо владеет, либо контролирует распределение им электроэнергии — Одессаоблэнерго и Киевоблэнерго приобретены очень вовремя.
Во-вторых, цены для этих потребителей будут "конкурентными" по сравнению с нагруженным специальными обязательствами "Энергоатомом" и одновременно будут обеспечивать сверхдоходность шахт уже без всякого "Роттердама+".
Как станут решаться остальные проблемы — им уже будет неинтересно. Создается идеальная, полностью независимая от государства бизнес-модель.
Несмотря на тревогу участников рынка и экспертов, чиновники Минэнерго и НКРЭКУ рапортуют о полной готовности к переходу к новой модели рынка с 1 июля 2019 года. Безмолвствуют Кабмин и народные депутаты, несмотря на то, что угроза неконтролируемого роста цен и кризиса неплатежей крайне высока.
В это же время представители европейских институтов "выражают озабоченность торможением запуска нового рынка". Очевидно, им некому объяснить, что Украина — это еще не ЕС, и не стоит впрягать телегу впереди лошади.