Кто видит в Украине конкурента и не хочет дать ей подняться?
Для начала - новость дня: ради одного человека решили наплевать на Конституцию.
Владимир Гройсман предложил законопроект, который разрешает иностранцу до 1 мая 2017 года возглавить Минфин без приобретения гражданства Украины.
В документе сказано: "До 1 мая 2017 года на должность министра финансов может быть назначен иностранец из числа бывших глав, членов правительств иностранных государств, который владеет государственным языком или понимает его в объеме, достаточном для выполнения служебных обязанностей.
Относительно такого кандидата на должность министра финансов Украины специальная проверка не проводится".
Зовут этого человека Иван Миклош. Он был министром финансов Словакии, а сейчас трудится советником Минфина Украины.
Приехав в конце 2014 года к нам работать, он начал "во здравие". Процитирую одно из его выступлений тогда.
"Мы хотели сделать экономику Словакии стабильной, упростить систему налогообложения. Когда все запутанно, то и уклоняться от уплаты налогов намного проще, чем когда все прозрачно и понятно.
Я помню, как меня отговаривали от этой реформы в МВФ. Мне говорили, что это слишком радикально, но я рискнул, и все удалось. Такая же история была в Эстонии и Грузии. Мне кажется, так может быть и в Украине".
Отлично сказано, аплодисменты и авансы мудрому еврогуру! Приди и спаси! Но прошел год - и от его риторики не осталось и следа.
Напротив, он сделал все, чтобы зарубить упрощение администрирования и альтернативную минфиновской налоговую реформу, разработанную группой экспертов в виде закона 3357, которую презентовал профильный комитет ВР.
Принятие такого революционного Налогового кодекса в связке с другими реформами и ограничением трат ненасытных пожирателей бюджета дало бы Украине реальные конкурентные преимущества и очередь из инвесторов.
Но именно Миклош был яростным противником этого и сумел вместе с главой Минфина Натальей Яресько убедить "комитет кредиторов" в лице МВФ, что это приведет к бюджетному дефициту - 200 млрд грн.
Он сделал все, чтобы МВФ поддержал минфиновский проект НК, который чуть лучше, чем то, что было, но далек от того, чтобы Украина стала в Европе страной с минимальной совокупной налоговой нагрузкой.
В сочетании с нашим уникальным расположением, избытком не избалованной европейскими зарплатами рабочей силы и дешевой землей это могло дать темпы роста экономики в десятки процентов в первые же годы.
Почему это реально? Самый доходчивый пример - это Словакия, которая в 2003 году снизила налоги до самых низких в Европе, и в первый же год после этого зафиксировала рост инвестиций на 47%, а рост количества рабочих мест, созданных за счет прямых иностранных инвестиций - на 69%!
Эти шаги плюс специальные условия для производителей позволили Словакии стать сначала номером один в Европе, а теперь и в мире по производству автомобилей на душу населения. С нуля! Никого уже не удивляет их годовой ВВП на душу населения 29 424 долл в 2015 году. Сравним с украинскими 2 100 долл.
А что же Миклош, который даже от словацкого гражданства не желает отказываться и заставляет принимать под него закон, перечеркивавший Конституцию? Он делает все от него зависящее, чтобы Украина не сумела перейти дорогу Словакии. Как говорится, ничего личного, просто бизнес.
Современный мир жесток, и потенциальных конкурентов в нем не любят. Если сегодня мы слабы, и от нас бегут даже внутренние инвесторы, то все, кому надо, понимают потенциал и наши производственные традиции, которые можно восстановить за считанные годы.
Кто-то старается держать ситуацию под контролем, а нас, вместо привлечения и сохранения капитала, кормить подачками в виде проедаемых и разворовываемых кредитов МВФ, которые никто просто так не спишет ни нам, ни нашим детям.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.