5 трендов для 2024 года: чем будут заняты СЕО ведущих украинских банков

Четверг, 9 ноября 2023, 15:24
PROMOTED. С чем столкнется украинский банкинг в 2024 году, и как это повлияет на клиентский опыт? Чего будет больше, решения текущих проблем или визионерство будущего? Отвечает независимый заместитель председателя Наблюдательного совета Sense Bank Ростислав Дюк.
Независимый заместитель председателя Наблюдательного совета Sense Bank


Инновации в действии

Сразу о главном: для перечня реального объема задач пришлось бы написать очень толстую книгу.

Серьезные банки всегда работают на нескольких горизонтах одновременно: улучшают имеющиеся продукты и изобретают новые, реагируют на текущий запрос и создают то, что будет желательно в будущем.

Это бесконечный поток, требующий профессиональности и производительности.

Но стоит говорить не о задачах, а о целях. Их меньше, зато они гораздо точнее описывают суть происходящего: с их помощью банк как раз и может оценить приоритетность всех частей своего потока задач, то есть создать собственную стратегию.

Когда цели нескольких банков совпадают, они становятся трендами и определяют общее направление рынка. Сходных ярких целей-трендов на украинском рынке можно выделить несколько.

Развивать цифровое проникновение

Инерция — состояние, из которого трудно выбраться, если уже попал в поток. Потому и в 2023 году во многих банках Украины слово "онлайн" обязательно встретится на вершине списка преимуществ следующего продукта.

Это наследие прошлых времен, когда переход к "цифре" любой привычной офлайн-функции сам по себе был драйвером роста. Тренд достиг пика в горячей фазе противостояния классических банков и необанков каких-нибудь 5 лет назад — значит, целую вечность назад.

А потом ветераны научились у новичков всему главному, завершив трансформацию онлайн-банкинга из преимущества в базу. Ты просто не на рынке, если твое цифровое решение плохо заменяет твои отделения.

Смыслы стали другими. Достигнув максимальной ширины, онлайн-банкинг уже некоторое время развивается вглубь. Это означает появление новых продуктов и другого клиентского опыта в привычных сферах.

Например, многие онлайн-услуги, такие как кредитование и переводы, иногда все еще напоминают офлайн-классику — из-за того, что процесс кое-где продолжается по "бумажным" правилам.

Услуга перешла в онлайн только формально, не считая всего его потенциала.

Онлайн-кредиты сопровождаются автоматическим предварительным утверждением и индивидуальным автопредложением, ряд длинных полей разных переводов объединяется несколькими прикосновениями к экрану смартфона, каждое финансовое действие становится частью мощного личного аналитического инструмента, зарплатные проекты полностью удаляются от пластика — такие привычные вещи начинают получать качественно новые измерения. 

Относительно принципиально новых продуктов и функций: украинские банки особенно остро нуждаются в постоянном внедрении новых онлайн-решений, поскольку в этом нуждаются их клиенты. Война с рф тотально изменила образ жизни большинства из них.

К примеру, простой факт: миллионы людей оказались за границей. И большой контекст внутри этого факта! Иностранные SIM-карты и проблема финансового номера, потеря доступа к управлению своими активами и обязательствами, альтернативные пути финансовых отношений...

Есть более чем достаточно новых финансовых реалий даже среди живущих в Украине. Онлайн-банкинг должен быстро и качественно определять актуальные потребности и требования, создавая для них цифровые решения.

Цифровая глубина — это качественный ответ на актуальный спрос аудитории, уже привыкшей к онлайну. В 2024 году мы увидим, как ведущие банки страны делают это своей стратегией.

Конкурировать депозитно-кредитной понятностью

Конкуренция в сфере кредитов и вкладов всегда базируется на трех основных составляющих – процентные ставки, гибкость условий и обслуживания. Эта конкуренция всегда очень интенсивна, поскольку такие продукты жизненно важны для банков (а их адекватная работа для экономики всей страны), и они необходимы людям.

Подобно спорту, большая конкуренция приводит к сокращению расстояния между участниками: снова возвращаясь к банкам и делая грубую оценку, можно сказать, что условия и преимущества практически одинаковы, с незначительными отличиями.

Некоторые предлагают лучшие проценты, другие привлекают широким каталогом предложений, некоторые сосредотачиваются на обслуживании… Однако большие отличия трудно выявить.

Именно поэтому наблюдается небольшой парадокс: основные составляющие конкуренции известны, но решающую разницу могут создавать не они. Здесь некоторые менее очевидные факторы могут оказаться важными.

К примеру, это может быть связано с банальной понятностью продукта. Речь идет об известной "проблеме мелкого шрифта". Его, шрифта, может и не быть (особенно в онлайн-продуктах), но клиент уже заранее ожидает, что он есть.

Продукт может быть максимально прозрачным, но утопленным в мутных водах юридического словообразования. Банки могут громко рассказывать обо всех преимуществах, но обычно умалчивают о "непродающих" особенностях и оправдывают опасения клиента с первого пункта.

Понятность продукта для многих, особенно тех, кто не очень активно занимается финансами, критически важна и может повлиять на окончательный выбор. Итак, в 2024 году мы будем наблюдать, как банки продолжают учиться создавать сложные продукты так, чтобы они были интуитивно понятны с первого взгляда, вызывали доверие и желание.

Они будут развивать "софт-скилы" не только в прямой рекламе, но и делать их частью продукта. В общем, такой подход универсален для всего спектра банковских услуг 21-го века, но вышеуказанные продукты можно выделить отдельно.

Те же депозиты в условиях войны и сокращение экономики будут играть для самих банков все более важную роль. Возможно, определяющую.

Развивать новые методы покупок

Этот тренд можно было бы объединить с первым — функционально это, как правило, чисто цифровой аспект. Однако он касается не только технологий, но и способов массового потребления, лайфстайла.

Они в основном уже изобретены, и остается лишь грамотно их реализовать.

Другими словами, большим трендом для банков будет возврат к первоначальным содержательным аспектам термина "экосистема".

У массового клиента слово "экосистема" пережило критическую деградацию из-за собственной тенденции к рекламному обесцениванию — похоже на "умную технику", которая часто оказывается любой, но не разумной в обычном смысле этого слова.

Для классических банков нет другого выхода, кроме как расширять свои возможности вне чисто финансовых решений, чтобы бороться за клиентов.

Но объявить несколько необщих партнерств экосистемой и создать настоящую экосистему — это две совершенно разные истории. Первое — это механическая попытка следовать трендам, второе — сложный комплекс действий по созданию единой философии для разных продуктов.

Банки, которые способны стратегически оценивать пользу своего присутствия на неспециализированных рынках для конечного клиента и тем более способны превратить эту оценку в понятный и узнаваемый продукт, в ближайшие годы смогут создать колоссальный отрыв, фактически сформировав отдельный рынок.

Вовремя оказаться среди таких банков серьезный вызов. Конкуренция будет горячей и породит множество классных решений. От этого выиграют все... Кроме банков, не успевших осознать происходящее.

Это касается маркетплейсов, прямых способов покупок (например, развития украинской версии рынка BNPL), сторонних сервисов с платными услугами и других аспектов.

Не считать уровень безопасности достаточным

Проблема в том, что враг не просто оценивает цифровые методы ведения войны — он делает их делом государственного веса и бюджета, а их участников — госслужащими.

В известной степени это означает почти бесконечный ресурс, и весь его потенциал направлен на украинскую цифровую сферу. В значительной степени — на банки.

Мощные атаки и изысканные попытки кражи данных не были новостью до 24 февраля, а после этой даты приобрели беспрецедентный характер.

Если говорить о финансовой системе Украины, то ее реакция оказалась более чем достойной: врагу не удалось ни полностью, ни частично повредить ее.

Быстрые решения оказались длительно правильными и помогли дополнительно защитить данные клиентов максимально надежными способами.

Но вызов никуда не исчез, поскольку попытки продолжаются, и их интенсивность только растет. Под таким давлением у банков вообще нет права на ошибку — она сразу будет обнаружена и использована.

А в 2024 году ошибкой может стать надежда только на надежность существующего уровня безопасности. Банки сделают все возможное, чтобы избежать этой ошибки и остаться на несколько шагов впереди.

Безопасность всегда была одной из важнейших задач банков, но в украинском банкинге уникальна в мировом (!) контексте специфика — уровень угроз для нее.

Подружиться с искусственным интеллектом

Предсказывать будущее цифровой технологии сложно: она растет экспоненциально, ускоряя саму себя — и там, где "все давно придумали", постоянно появляются все меняющие идеи.

Последним глобальным game changer стал ChatGPT от OpenAI. Идее подобных нейросетей много лет, теорию давно знали все энтузиасты цифровизации — но немногие представляли, насколько быстро и глубоко все изменится, когда теория станет практикой.

Многие банки уже активно используют ИИ, не просто отдавая должное технологическому тренду, но и закладывая новые возможности в свои стратегии. Искусственный интеллект успел стать заменой ряду функций, ранее выполнявшихся только людьми — например, в сфере анализа данных клиента и основанного на нем продуктового решения банка.

Часть решений не заменяют людей, а резко усиливают их возможности — например, мгновенно строя варианты цепочек ответов при обращении клиента к "живой" поддержке.

Цифровых идей много, и банки больше не в состоянии их игнорировать, если не хотят упустить возможность конкурировать. Банки вынуждены очень быстро реагировать, строя новые планы и учась их масштабировать.

Как далеко они смогут зайти на ИИ-пути, мы увидим уже в следующем году.

История подсказывает — у нас все получится.