Украина - не Гондурас: где наше место в области искусственного интеллекта
Просто о налогах
В недавно опубликованном видео (расшифровка) основатель Facebook Марк Цукерберг дискутировал с Ювалем Ноем Харари (автор "Sapiens ") об искусственном интеллекте (ИИ) и глобальной конкуренции между странами.
Меня, как этнического украинца, возмутили, а позже вдохновил на интересные идеи следующие слова Харари: "Есть ли у таких стран, как Гондурас, Украина, Йемен, реальный шанс присоединиться к гонке в сфере искусственного интеллекта? Или они уже выпали из нее?"
Возмутили потому, что факт несправедливого попадания Украины в список с Йеменом и Гондурасом – это явная недоработка самого Харари, который позиционирует себя как историка мирового уровня, но очевидно не знает ни о вкладе Украины в сферу искусственного интеллекта с 60-х годов, ни про наше настоящее.
Я имею ввиду военно-промышленный сектор, стартапы, все еще работающие институты, которые выпускают украинских исследователей и инженеров, которые в свою очередь работают в топовых мировых компаниях в сфере ИИ.
Так что уважаемый читатель может не беспокоиться – мы точно Йемен и Гондурас в сфере ИИ обогнали!
Но на какие идеи меня вдохновила эта явная ошибка Харари?
Начну издалека - одна из знакомых мне компаний из Восточной Европы в сфере ИИ для выхода на зарубежные рынки зарегистрировалась в Западной Европе и США, но позже закрыла все свои зарубежные филиалы, вернулась в родную страну и была успешно продана одной из самых больших компаний США.
Эта компания вернулась обратно в свою родную страну по одной простой причине - разработчики системы не могли из-за строгого регулирования в США и Западной Европе получать доступ к данным и обучать свои технологии ИИ, а в родной стране – запросто!
Если посмотреть на это более глобально, но можно увидеть два противоположных тренда, которые очень сильно влияют на развитие технологий ИИ:
1. Страны на уровне научных учреждений, военно-промышленного комплекса и частных корпораций вкладывают многомиллиардные бюджеты в разработку ИИ для робототехники, самоуправляемых машин, новых сенсоров и т. д.
2. Гражданское общество и политики, боясь потери влияния из-за ИИ, выступают за жесткое регулирование систем ИИ, вводя дополнительные сертификацию и ограничение на использование публичных/частных данных при разработке систем ИИ.
Любой инвестор в сфере искусственного интеллекта подтвердит, что легкость доступа к данным и оперирования ими так же важны для успеха создания ИИ систем, как и наличия пула талантов и капитала.
Причем в последнее время в сфере ИИ наблюдается перемещения пула талантов и капитала (инвесторов), как очень мобильных ресурсов, из стран с зарегулированным законодательством по разработке ИИ в более свободные и либеральные к новым технологиям страны (Китай, Индия и т.д.).
Поэтому у Украины пока еще остаются шансы на лидерство в ИИ , но для этого стране нужно стать мировым полигоном для развития современных технологий ИИ с минимальным регулированием этой сфере.
Безусловно, очень либеральная политика в сфере регулирования ИИ может вызвать беспокойство у гражданского общества, но общее правило в сфере ИИ говорит о том, что если какая-то либо технология может быть теоретически разработана, то она обязательно будет кем-то разработана и внедрена.
И мое глубокое убеждение, что Украине лучше быть сопричастной к развитию технологий ИИ, а не к юридическому тренду на регулирование и запреты.
Технологии все равно будут разработаны рано или поздно.
Вопрос только в том, какие страны первыми их создадут, внедрят и смогут использовать для укрепления своих конкурентных позиций в мире.