Проверки строительного бизнеса: обещания или угрозы
Инновации в действии
Строительный бизнес не без оснований признан одним из самых коррумпированных в мире.
Это подтверждают исследования аудиторской компании Grant Thornton, согласно которым общая сумма взяток в совокупности по всем странам равняется примерно 860 млрд долларов в год.
На днях борцов с коррупцией и любителей громких заявлений порадовало резонансное выступление премьер-министра Украины. Владимир Гройсман пообещал проверить девелоперов и навести порядок в отрасли.
Избирательная кампания, судя по всему, уже началась и в ближайшее время нам предстоит наблюдать еще много популистских лозунгов и призывов, слышать обещания и угрозы.
К слову, исходя из аналитики международной компании PwC, общий уровень коррупции и взяточничества в Украине на 2018 год составляет 73% (по сравнению с 56% в 2016 году). Цифра – говорящая, негодование общественности вполне понятно.
Старая, как мир, методика кнута и пряника конечно работает. Только у нас пряники использовать пока не научились, а исключительно кнутом добиться можно немногого.
Господину премьер-министру хочется предложить для начала рассмотреть проблемы отрасли, а также возможности, которые позволят наполнить бюджет страны без завинчивания гаек. Именно в этом будет состоять реальная польза для избирателей, ради которых весь это показательный цирк был затеян.
Основной проблемой, которую упоминает и сам Владимир Гройсман, является оформление и оплата труда.
Строительная отрасль – одна из первых ощутила на себе "открытие границ" и безвиз, которым так гордится наше правительство. Но разве в других сферах дела обстоят лучше?
Конкурировать с уровнем заработной платы строительных специальностей, например, в то же Польше, мы явно не можем.
IT-компании нашли выход, переводя своих сотрудников на ФОПы. Вот только там контингент более образованный и выручка в валюте, а значит можно смириться и закрыть глаза. Со строителями так нельзя, их, конечно, необходимо наказать.
Следующее обвинение премьер-министра – неуплата налогов. И тут снова придется повториться.
Ситуация с налогами – это реальность, в которой живет целая страна, а вовсе не специфика строительной сферы. Соответственно это уже вопрос к правительству, а не к отдельно взятому бизнесу.
Как и все, девелоперы ощущают на себе отсутствие судебной реформы и нестройность законодательства в целом. Изменения, которые происходят, – часто не в лучшую сторону и только способствуют росту коррупции.
По свидетельству самого генерального прокурора, за последние несколько лет она возросла в 4 раза. Коррупция всегда двухстороння – пока берут, будут и предлагать, и всегда найдется тот, кто этим воспользуется. Потому в строительной отрасли складывается такая практика, когда за каждым крупным строительным бизнесом стоит чиновник.
Фактически ужесточение контроля и волна проверок повлекут за собой проблемы только для тех, у кого нет связей с чиновниками. Крупный же бизнес не пострадает, а вот желание предпринимателей отправить свой строительный бизнес вслед за трудовыми мигрантами вполне может.
Строителям обязательно нужен пряник, помимо кнута. Например, в виде ипотеки.
Участник URE Club и заместитель председателя правления банка "Глобус" Елена Дмитриева приводит конкретные данные: ипотечный мультипликатор составляет 11,48, то есть каждая гривна ипотечного кредита увеличивает ВВП страны в среднем на 11,48 гривен. Вот же он, путь к экономическому росту. Ведь не случайно "Новый курс" Рузвельта начался именно с развития кредитования домовладений.
Такое же положительное влияние на отрасль может оказать запуск масштабных инфраструктурных проектов с государственными гарантиями.
Это путь, по которому пришли к успеху многие страны. Шанс привлечь иностранное финансирование в такие проекты гораздо больше, чем просто продолжать увеличивать внешние долги.
Бизнес-ассоциация "Украинский клуб недвижимости" твердо убеждена в том, что отрасли необходима не просто поддержка, но также снижение роли регулятора.
Тогда он сможет направить всю свою энергию на созидание: строительство жилья и улучшение инфраструктуры, вместо защиты активов и выстраивания коррупционных схем.