Сто дней после Гонтаревой
Инновации в действии
Cкорая отставка главы НБУ неизбежна.
Деятельность Гонтаревой и ее окружения в НБУ в течение почти трех лет стала катастрофой для экономической безопасности Украины.
Почти 80% инфляции и 300% девальвации гривни привели к обнищанию украинского народа и обвалу банковской системы.
Наряду с токсичными банками была ликвидирована большая часть здорового банковского сектора, столкнувшаяся с проблемами ликвидности и давления со стороны руководства НБУ и Банковой.
При этом стали достоянием общественности факты коррупции Гонтаревой и Рожковой (заместитель главы НБУ. — ЭП) при рефинансировании и ликвидации банков.
Я приложу все усилия, чтобы после отставки она получила по заслугам, и ворох уголовных дел по ее преступной деятельности закончился приговорами судов.
Понимая, что "кейс Гонтаревой" уходит в историю, сейчас чрезвычайно важно консолидировать гражданское и экспертное сообщество, международные финансовые институты, работающие с нами, а также парламент, чтобы новый глава Нацбанка был назначен исключительно на профессиональной основе.
Конкурс должен быть абсолютно прозрачный. В нем должны участвовать только кандидаты с безупречной репутацией, имеющие большой успешный опыт работы в банковском секторе и стратегию реанимации важнейшего института страны.
Перед новым руководителем стоит задача не только обеспечения стабильности гривни и инфляции, но и создание на основе современных инструментов совместно с правительством предпосылок для устойчивого экономического роста.
НБУ должен стать эффективным центральным банком развития экономики, а гривня — конкурентной устойчивой инвестиционной валютой.
Реформа НБУ должна предусматривать повышение уровня доверия со стороны населения и бизнеса через прозрачность и подотчетность при высоком профессионализме в реализации монетарной политики и банковского надзора.
Учитывая, что времени для выработки первоочередных действий у нового руководства НБУ не будет, хотел бы предложить для обсуждения список задач, которые необходимо решить совместно с правительством в первые сто дней после увольнения Гонтаревой.
1. Основным принципом монетарной политики должен стать принцип, который применяют высокоразвитые страны: мультитаргетирование.
"Много целей — много инструментов". При мягком регулировании курса гривни и инфляции обеспечить необходимый размер денежной массы и уровень кредитования экономики. Только сохранение существующих рабочих мест и создание новых может обеспечить указанные выше цели.
2. С учетом монопольной доли государства в банковском секторе (52% активов) начать процесс разделения банков на коммерческие и специализированные.
На базе государственных создать:
1) "Сберегательный" банк, который обеспечит полную защиту вкладов населения. Он не будет кредитовать бизнес, а будет лишь предоставлять ресурсы для правительства и коммерческих банков при одобрении НБУ.
2) "Экспортно-импортный" для финансирования высокотехнологического экспорта и критического импорта в рамках госпрограммы экономического развития.
3) "Банк развития" для финансирования проектов регионального и муниципального развития, инфраструктуры, науки, инноваций.
4) "Земельный" для финансирования агропроизводства, переработки и покупки земли. Приоритетное право должно предоставляться фермерам и кооперативам.
Понимая, что наличие такого большого сегмента госбанков может привести к коррупции и использованию административного ресурса, необходимым условием для их специализации является соответствие требованиям стандарта "Базель-2" и переход к имплементации стандарта "Базель-3".
Кроме того, следует провести переговоры о вхождении в капитал этих банков международных финансовых институций — IFC, EBRD.
Необходимо реализовать кредитование на льготных условиях малого и среднего бизнеса как основу экономического роста, микрокредитование, ипотеку для физлиц на покупку жилья, в первую очередь для участников АТО и переселенцев.
В условиях финансового голода в реальном секторе НБУ обязан прекратить вымывать ликвидность из банков через ОВГЗ и депозитные сертификаты. Для возврата средств населения в сектор (~60 млрд долл) нужно обеспечить гарантию государства на полную сумму депозитов при их размещении в Ощадбанке.
Для привлечения иностранных инвестиций от глобальных компаний необходимо разработать механизм предоставления государственных гарантий по особо важным инфраструктурным, логистическим и региональным программам.
Следует снять все ограничения для иностранных инвесторов по выводу капитала и начать масштабную информационную кампанию в Украине и за ее пределами по возврату доверия к важнейшему институту страны.
Очень важно ускорить адаптацию европейских норм и стандартов, что позволит украинским банкам выйти на мировую арену. Без этого невозможно воспринимать банковскую систему Украины как часть глобального банковского сообщества.
При доверии к руководству НБУ и правительству со стороны внутренних и внешних инвесторов возможно в кратчайшие сроки обеспечить финансовым ресурсом ускоренное развитие страны. Эффективной банковскую систему делают не институты, а доверие к ним.