Сколько должны получать государственные топ-менеджеры
Инновации в действии
С 1 мая 2016 года вступил в силу новый закон Украины "О государственной службе".
Вслед за ним должна начаться череда конкурсов на вакантные должности в государстве, в том числе и на топ-позиции.
Соответственно, вопрос о том, какую заработную плату будет получать госсекретарь министерства или другого центрального органа исполнительной власти, будет стоять не менее остро, чем вопрос о зарплате нынешних топ-менеджеров госпредприятий.
И мы как общество должны ответить на два ключевых вопроса. Первый: какой уровень зарплаты должен быть у топ-менеджеров и менеджеров среднего звена государства?
Второй: как сделать так, чтобы вложение в них деньги принесли результат для страны, а не были выброшены не ветер?
В Украине прекрасно понимают, что поднимать заработную плату государственным служащим нужно, в том числе и высшим управленцам страны, что является обязательным условием запуска и реализации реформы госслужбы.
Но до какого уровня нужно поднять оплату их труда, и сможет ли бедная страна, такая как Украина, позволить себе дорогих государственных топ-менеджеров?
Заработная плата топ-менеджеров госпредприятий должна соотноситься с прибыльностью госпредприятий, и если деятельность госпредприятий является высокоэффективной, топ-менеджемент должен получать бонусы по результатам работы госпредприятия за год.
С топ-менеджементом страны немного по-другому - их зарплаты должны соотноситься с уровнем ВВП страны, уменьшением внешнего долга и ростом золотовалютного запаса страны. Если их вклад растет, растет и ВВП страны, и тогда есть основания для роста их заработных плат.
Но когда пенсионер получает около 44 доллара в месяц, а среднее жалование по стране в районе 150 долларов, то платить топ-менеджеру страны около 15 тыс долларов и более в месяц - это социально безответственно по отношению к 43 миллионам украинцев.
Нужно четко понимать и помнить, что во всех странах уровень оплаты в госсекторе ниже на 20-30%, чем в частном.
Государственная служба — это служение народу, а не бизнес. И если мы хотим реальных кардинальных изменений в стране, на госслужбу и топ-позиции страны должны прийти люди, которые готовы и хотят служить для других — это должна быть ключевая их мотивация. Если же их мотив - получение высоких заработных плат, то им на госслужбе не место.
Если человек, сделав успешную карьеру вне государственного сектора, решил идти на службу государству — он должен быть готовым к тому, что на время работы в госслужбе, даже на топ-позициях, он не будет зарабатывать так, как зарабатывал в бизнесе до этого. И этот выбор очевиден.
Не более чем иллюзией является то, что высокий уровень оплаты является залогом найма на госслужбу высокоэффективных менеджеров. За время реформ из бизнеса пришел не один десяток эффективных топ-менеджеров, но по факту ни в одной из сфер реальных трансформаций не произошло.
И вопрос не в том, что нет политической воли, или реформаторов мало, а в том, что система сопротивляется, а это как раз и есть признак уровня эффективности данных топ-менеджеров.
Эффективный не тот, кто эффективный при благоприятных условиях, а тот, кто в сложных, а порой в очень сложных условиях находит решения и создает рост. Вызовы, риски и сложности создают и закаляют лидеров.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.