Украинская правда

Почему 83 место в рейтинге Doing Business – это поражение

Реформаторский итог этого года по компонентам, оцениваемым рейтингом Doing Business, плачевный. У правительства есть шесть месяцев для принятия мер и спасения ситуации.

27 октября был опубликован рейтинг Doing Business, в котором Украина оказалась на 83 месте из 189 стран. С первого взгляда повышение на 13 позиций может показаться успехом.

Однако, во-первых, для страны, так остро нуждающейся в инвестициях, 83 место - это провал, а во-вторых, 9 пунктов из 13 – вовсе не результат наших успешных реформ, а последствие пересмотра Всемирным Банком методологии, в результате которого позиция Украины в прошлогоднем рейтинге сместилась с 96 на 87 место.

Все активности правительства по проведению реформ были оценены лишь в 4 позиции (с 87 до 83 места), в основном, за счёт показателя "Регистрация предприятия" и учтенных законодательных изменений за 2013-2014 годы.

Между тем, ряд ключевых законов, выводивших Украину на 49 место в рейтинге Doing Business, Верховная Рада провалила.

Як Україна виглядає на фоні інших країн за легкістю ведення бізнесу (інфографика)

Первый - проект Закона от 16.03.2015 № 2382 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно отдельных правовых аспектов улучшения позиций Украины в рейтинге Doing Business", принятие которого позволило бы улучшить положение Украины на 18 позиций.

Законопроект вносился Кабмином в Верховную Раду несколько раз и был провален депутатами. Во время ключевого вечернего голосования депутаты просто разошлись по домам, в связи с чем законопроект набрал всего 191 голос из 226 требуемых.

Необходимо отдать должное Кабинету Министров и лично Министру юстиций Павлу Петренко, который "провёл" данный законопроект через все бюрократические процедуры буквально за неделю.

Второй - проект Закона от 20.04.2015 № 2679 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно улучшения бизнес-климата в Украине)", принятие которого позволило бы подняться на 13 позиций в рейтинге.

Этот законопроект также не нашёл поддержки у парламентариев. Не сработал даже десант Министров, - Абромавичуса, Петренко и Пивоварского - которые лично пришли на заседание фракции БПП, чтобы разъяснить суть законопроекта и уговорить депутатов за него проголосовать.

Более подробно о попытках принять этот закон можно прочитать здесь.

Основными новеллами этих двух законов было существенное повышение прозрачности процесса банкротства и влияние кредиторов на этот процесс. Речь идёт о предоставлении веб-доступа кредитору к информации о неплатежеспособном должнике, предоставлении кредиторам права согласовывать сделки стоимостью 10% и более процентов от балансовой стоимости активов, размещении в интернете информации о имуществе, дате и месте его продажи на аукционе и т.п.

Это судя по всему не соответствовало интересам тех, кто на разворовывании имущества в процессе банкротства зарабатывает огромные деньги.

Третий - Закон Украини от 07.04.2015 № 289-VIІI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты прав инвесторов". Был принят, однако с отсрочкой вступления в силу 1 мая 2016 года. Данный законопроект прибавил бы еще 10 позиций Украине в рейтинге Doing Business.

Основными оппонентами этого закона, как в Кабмине, так и в парламенте были представители олигархических групп, для которых повышение влияния миноритарных акционеров (как в лице государства, так и в лице частных инвесторов) приведёт к снижению возможности распоряжаться активами подконтрольных предприятий на своё усмотрение.

Единственной причиной, по которой законопроект все же удалось продавить, стало его включение в условия получения Украиной очередного транша от Всемирного Банка.

Тем не менее, на следующий день после принятия закона все открытые бутылки шампанского пришлось закрывать, поскольку в финальном тексте оказалась правка, внесённая депутатом Сергеем Фаермарком, откладывающая вступление в силу этого закона до 1 мая 2016 год.

Реформаторский итог этого года по компонентам, оцениваемым рейтингом Doing Business, плачевный. У правительства есть 6 месяцев для принятия мер и спасения ситуации.

Одной из гражданских организаций вместе с передовыми министерствами, Администрацией Президента был разработан пакет нормативно-правовых актов, позволяющий Украине провести ключевые реформы в сферах регулирования, измеряемых рейтингом, которые, в случае принятия, позволили бы подняться на 14 место в рейтинге Doing Business.

Среди прочих изменений, предлагаемых в рамках пакета:

  • Упрощение процедуры и сокращение срока регистрации плательщиком НДС вновь созданных предприятий до 1 дня
  • Сокращение срока получения нормативно-денежной оценки до 1 дня
  • Установление единой процедуры присоединения к электрическим сетям (без деления на стандартное и нестандартное подключение) и ответственности энергоснабжающей компании за сроки присоединения
  • Унификация и уменьшение ставок ввозных пошлин до трех видов: 0%, 4%, 10% (на сегодня существуют 52 вида льготных и 65 вида полных ставок)
  • Установление 5-дневного срока для оплаты таможенных платежей с момента подачи декларации
  • Отмена паевого взноса при строительстве объектов
  • Установление единой ставки ЕСВ для всех видов предприятий и пр.

Все вышеперечисленное и другие изменения, предлагаемые в рамках пакета по улучшению позиций Украины в рейтинге Doing Business, позволят упростить ведение бизнеса в Украине, установить европейский подход к осуществлению предпринимательской деятельности, привлечет иностранный капитал и оздоровит экономику страны.

С полным текстом проектов нормативных документов можно ознакомиться по ссылке.

По статистике, анализируя опыт других стран, один пункт повышение в рейтинге Doing Business, в среднем, даёт стране до 300 миллионов долларов дополнительных инвестиций. Именно в этом сейчас нуждается украинская экономика.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Doing Business Всемирный банк парламент