Григоришин теряет рынок насосов
После покупки завода группа ГМС станет во главе российского нефтегазового машиностроения. Можно предположить, что россияне заберут себе все выгодные контракты украинского НПО им Фрунзе. В статье "Эксперта" упоминается, что в 2005 году в состав акционеров группы ГМС вошел Владимир Лукьяненко - сын многолетнего руководителя НПО им. Фрунзе, Владимира Лукьяненко-старшего.
В сентябре промпроизводство сократилось на 7%, а в октябре – еще на 4%. Причем, эта тенденция наблюдается практически во всех отраслях.
Такие факты убедительно говорят о том, что кризис в Украине набирает обороты. Более того, эксперты утверждают, что похожие явления наблюдались вначале осени 2008 года – перед нокаутирующим ударом кризиса тех лет.
Причин падения промышленного производства – масса. Причем, не только плохое состояние экономики в целом, а и занимательные события на отдельных предприятиях.
Недавно в редакцию "Экономической правды" пришло письмо, которое можно с ходу присоединять к тоскливой картине состояния украинской промышленности.
Нам написал представитель Сумского НПО им. Фрунзе, одного из крупнейших машиностроительных заводов Украины. Как известно, этот завод контролируется олигархом Константином Григоришиным.
В своем письме инженер пишет, что предприятие, на котором работают около 14 тысяч человек, практически потеряло целое направление развития.
Фото НПО им. Фрунзе |
Автор письма прислал нам ссылку на публикацию в российском журнале "Эксперт". Эта публикация якобы служит подтверждением его слов.
Обо всем по порядку.
Речь идет об одном из профильных для НПО направлений - производстве насосного оборудования для энергетической и нефтяной промышленности. Из письма следует, что украинское предприятие может пострадать в результате конкуренции со стороны россиян. В частности, в конструкторском бюро украинского предприятия отдел насосостроения вообще могут закрыть из-за потери предприятием больших российских контрактов.
Речь идет о российской группе ГМС, которую основали братья Артем и Кирилл Молчановы, а также Герман Цой.
Фото с сайта "Группы ГМС" |
До недавнего прошлого НПО им. Фрунзе действительно поставляло насосное оборудование ряду российских атомных электростанций. В частности, Ленинградской, Нововоронежской и Смоленской АЭС. Более того, украинское предприятие поставляло агрегаты самому "Газпрому" и другим российским нефтяным компаниям.
На своем сайте сумской завод отмечает, что является одним из крупнейших в Европе предприятий по выпуску компрессоров, газоперекачивающих агрегатов, центрифуг, насосов и так далее.
Но сейчас позиции предприятия пошатнулись. Еще летом российский журнал "Эксперт" выпустил статью о стремительном развитии группы ГМС, которая купила завод "Казанькомпрессормаш".
Нкоторые из фактов, изложенных в письме, нам проверить не удалось. Но кое-что интересное мы нашли.
В публикации "Эксперта" содержалось утверждение о том, что после этой сделки группа станет во главе российского нефтегазового машиностроения. Можно предположить, что россияне заберут себе все выгодные контракты украинского завода.
Фото из журнала "Эксперт" (Россия) |
Как следует из письма, эти утверждения очень удивили конструкторское бюро НПО им. Фрунзе. Ведь у россиян нет технологий соответствующего уровня.
Точнее, не было.
Фото из журнала "Эксперт" (Россия) |
В статье "Эксперта" упоминается, что в 2005 году в состав акционеров группы ГМС вошел Владимир Лукьяненко-младший, который сейчас является крупнейшим акционером группы.
Это сын многолетнего руководителя НПО им. Фрунзе, Владимира Лукьяненко-старшего – одного из так называемых "красных директоров"(так называли руководителей советских мегапредприятий, которым после развала СССР удалось сохранить контроль над предприятиями, которыми они руководили).
Этот действительно очень уважаемый 75-летний человек начал свою карьеру на сумском заводе еще в 1961 году. При советской власти он дослужился до должности директора предприятия, а потом контролировал его вплоть до вхождения туда Григоришина в 2007 году.
Лукьяненко – очень уважаемый человек. Сейчас он является президентом НПО им. Фрунзе, но его роль скорее символическая, почетная. Реально завод контролирует менеджмент Григоришина.
Так вот, именно его сын стал совладельцем российской ГМС.
Близким к Лукьяненко-старшему называли и сумской завод "Насосэнергомаш", который сейчас также достался российской группе ГМС.
А сам крупнейший акционер ГМС Лукьяненко-младший начинал как представитель НПО им. Фрунзе в России.
Владимир Лукьяненко. Фото НПО им. Фрунзе |
Можно сделать очень резонное предположение. Мы допускаем, что, лишившись контроля над НПО, семья Лукьяненко переключилась на развитие российской компании.
Если так, то можно легко объяснить, почему Григоришин сегодня теряет один из лакомых сегментов рынка.
Тем временем, следует из письма, на самом НПО им. Фрунзе рассказывают об уходе якобы "в никуда" ряда ценных сотрудников, которые хорошо разбираются в технологиях. Автор допускает, что некоторые ценные кадры уходят в Россию, на конкурирующий завод. Вполне может быть, что вместе с ними в РФ уйдут более чем выгодные контракты. Происходит ли это с ведома семьи Лукьяненко, нам не известно.
ЭП попыталась разобраться в этой истории более подробно. Редакция обращалась с запросами к менеджменту НПО им. Фрунзе, самому Владимиру Лукьяненко-старшему, владельцу сумского предприятия Григоришину, директору "Каназнькомпрессормаша". Ответа ни от кого из них мы не получили. Особенно удивительно, что отмолчался Григоришин.
Константин Григоришин |
Вместо Владимира Лукьяненко нам ответил его представитель. Он сообщил, что Владимир Матвеевич сейчас находится за границей, и вернется в первых числах декабря. Мы в любое время готовы опубликовать точку зрения господина Лукьяненко-старшему.
Неофициально нам удалось пообщаться с представителем НПО. Он не смог ни подтвердить, ни опровергнуть наши слова о противостоянии завода и россиян. Но он отметил, что уже давно не слышал о больших заказах на насосное оборудование.
Также мы обращались к ведущим фондовым компаниям с просьбой прокомментировать возможные последствия таких явлений для украинского предприятия. Но выяснилось, что они не ведут аналитику по данному предприятию, хотя акции НПО представляют собой "голубую фишку" - одну из числа опорных для любого инвестфонда.
Удивительно.