Украинская правда

Утиль войны

Почему Украина может превратиться в свалку металлолома и как это предотвратить.

Война меняет структуру экономики. Три года тотального фронта превратили Украину в одну большую свалку. Разрушенные мосты и дома, сожженные машины, разорванная в клочья военная техника превращаются в тонны лома, который растет, как снежная лавина: ежемесячно - 10-12 тыс. тонн. И это далеко не конец.

Я работаю в этой сфере не первый год и вижу, как наша страна захлебывается металлом. Печальная ирония в том, что металлолом - не просто свидетельство разрушений, а потенциальный ресурс для экономики. Но вместо его эффективного использования в стране или заработка на экспорте мы рискуем увязнуть в нем, как в грязи.

После потери гигантов - "Азовстали" и ММК имени Ильича - внутреннее потребление лома упало почти в 2,5 раза: с 3 323,4 тыс. тонн в 2021 году до 1 343 тыс. тонн в 2024 году. Заводы, которые еще работают, используют лишь часть имеющегося ресурса. Внутренний рынок поглощает около 70% собранного лома, остальное остается на площадках, складируется и часто гниет под открытым небом.

Есть и другая проблема: рост дефицита кадров. За три года войны количество операторов рынка сократилось более чем в два раза: в 2021 году насчитывалось 750 компаний, в мае 2025-го - 350. То есть на рынке есть две объективные проблемы: переизбыток лома - раз, отсутствие профессиональных сборщиков - два.

Конечно, спасательным кругом мог бы стать экспорт, но наши возможности вывозить лом за границу сильно ограничены из-за экспортных пошлин. С 2021 года они составляют 180 евро за тонну. Эта ставка убивает любую рентабельность на рынках вне Евросоюза. Фактически работаем только с ЕС, где действует "экономический безвиз", благодаря которому объем экспорта держится в пределах 25 тыс. тонн в месяц.

Но это временно. С июня 2025 года льготы прекратятся и начнется новый этап торговых отношений Украины и ЕС: глубокая и всеобъемлющая зона свободной торговли. Согласно решению Европарламента от 8 мая, это не затронет металлургическую отрасль как основу экономики Украины. Для других товаров, в частности металлолома, предусмотрен переход к глубокому и всеобъемлющему соглашению о свободной торговле.

Замечу: экспорт лома и металлопродукции - третья по величине статья украинского экспорта. В 2024 году она принесла нам более 11% валютной выручки страны. Ежемесячно - до 8,5 млн долл. Ежегодно - до 100 млн долл. Эти деньги заходят в резервы, с помощью которых Национальный банк держит курс гривни стабильным.

Теперь немного о внутреннем рынке. 1 мая в ЕС тонна лома стоила 280-300 евро, у нас - 180-200 евро. То есть разница составляет аж 100 евро (почти 70%). Это притом, что логистика в Украине часто дороже, чем в Польше или Румынии.

Заводы не хотят платить больше: чем дешевле сырье, тем больше прибыль. Но когда цена опускается ниже себестоимости, заготовители исчезают. Можем дойти до абсурда: лома - как грязи, а собрать его некому. Рынок треснет по швам.

Предложение запретить экспорт меня пугает. Не будет экспорта - не будет заготовителя. Не будет заготовителя - не будет и лома, даже если его полно. С неба он в цеха не упадет. Очевидно, запрет экспорта будет иметь крайне негативные последствия, о которых инициаторы такого решения предпочитают молчать. Для самой металлургии это попытка суицида "по неосторожности", ведь объем производства может упасть в разы.

Мы ожидаем, что здравый смысл таки возьмет верх.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
металлургия экспорт ЕС