Украинская правда

Партнерство как актив

Почему девелоперы идут в партнерства с игроками других отраслей.

В информационном пространстве вокруг строительного бизнеса можно услышать громкие слова: синергия, коллаборация, совместные инвестиции. Но чем дольше я работаю на этом рынке, тем больше убеждаюсь: партнерство - это не временный тренд, а проверенный подход и инструмент, чтобы не только выдержать вызовы рынка, но и найти новые точки роста и дать бустер для всех участников процесса.

На самом деле рынок уже давно требует от застройщиков искать нетипичные форматы сотрудничества и здесь я вижу как минимум три эффективных варианта.

Что дает партнерство в девелопменте: ключевые выгоды

В условиях, когда кривая спроса довольно непрогнозируемая и часто демонстрирует нисходящую динамику, партнерство дает девелоперу возможность объединить ресурсы, оптимизировать расходы и повысить устойчивость к рыночным вызовам в турбулентные времена.

На языке бизнеса это здоровое распределение рисков и выгод. Несколько партнеров, объединенных держать страховку совместно друг для друга, привлекать дополнительные средства и не откладывать строительство из-за рыночных флуктуаций.

Это также о сочетании экспертиз. Например, один партнер силен в понимании рынка, создании высококонкурентного ликвидного продукта - жилых пространств, другой - в финансовых механизмах и привлечении инвестиций. Когда эти компетенции объединяются, можно реализовывать проекты, которые при других условиях были бы более длительными.

Партнерство открывает двери к новым технологиям и нетривиальным решениям. Это об инновационности и масштабе. Внедрение "умного дома" и приложения для жителей, планирование форматов жилья - все становится проще, когда инвестируешь и думаешь совместно. Каждый партнер не просто добавляет ресурсы, а приумножает их ценность. Это не 1 + 1 = 2, это 1 + 1 = 3, когда результат превышает сумму вложений каждого.

Итак, партнерство может обеспечить распределение рисков, общие компетенции и инновационность. Возникает вопрос: как его выстроить? Рассмотрим три распространенных формата, с которыми я сталкивался в украинских реалиях.

Три формата партнерства: какой выбрать

Единого проверенного рецепта не существует. Есть по крайней мере три распространенных формата сотрудничества, с которыми я сталкивался. Чтобы они работали на общую выгоду, стоит понимать, чем каждый из них отличается и когда их целесообразно применять.

Совместные предприятия. В этом формате партнеры создают отдельное юридическое лицо, где каждый имеет четко прописанную долю. Размер инвестиций, механизмы распределения прибыли и уровень ответственности закладываются на этапе установления устава.

Это неплохой вариант для масштабных и длительных проектов, особенно если риски высоки и каждая сторона стремится официально зафиксировать свою роль. В такую кооперацию обычно входят на старте. Во многих европейских городах застройщики именно так сотрудничают с крупными фондами, когда планируют развивать микрорайоны.

Ко-инвестирование в конкретные проекты. Другая схема - заключение договора о совместном финансировании. Каждый партнер вкладывает средства или другие активы и получает процент квартир или денежную прибыль. Этот формат удобен, когда нужно быстро запустить проект, не навязывая сторонам долгосрочные обязательства.

Это стандартная практика для рынка. Мы тоже имели ко-инвесторов, чтобы усилить финансовый поток не деньгами покупателей, стартовать оперативнее и не замедлять возведение других сооружений. Это полезно, когда одновременно реализуешь несколько объектов и нужен дополнительный финансовый импульс. В результате инвесторы получали либо часть квартир, либо денежный доход после продажи основного массива жилья.

Им не нужно было углубляться в технические детали строительства, а нам - распылять собственные ресурсы между несколькими строительными площадками.

Альянсы с компаниями из смежных отраслей. В современном девелопменте альянсы между различными игроками рынка строятся не только вокруг капитала, но и вокруг взаимного усиления компетенций. Это возможность посмотреть на девелопмент сквозь призму глобальных трендов, инноваций и постоянного поиска новых форматов.

Обычно в таких проектах хватает четко прописанного соглашения о взаимодействии без создания юридического лица. Иллюстрацией такого многовекторного подхода к партнерству является наш альянс с Максимом Криппой. Все слышали о его масштабных сделках на рынке (отель "Украина", БЦ "Парус" - особенно во время большой войны).

Он также инвестирует в высокотехнологичные сферы, в частности в разработку игр. Такая диверсификация опыта дает нам партнера, который также привык выходить за пределы обычного строительства и готов реализовывать смелые технологические проекты.

Для нашей компании это означает, что мы можем быстрее воплощать нестандартные решения в жилой недвижимости, вводить дополнительные цифровые сервисы или форматы общего пространства, вдохновляясь креативным подходом игроков из других отраслей. В итоге выигрываем не только мы, но и жители, которые получают современные продуманные среды, и партнеры, рассчитывающие на длительную и устойчивую перспективу.

Именно в этом я вижу смысл партнерств в девелопменте: синергия опыта разных сфер способна толкать рынок вперед, предлагая людям больше, чем любая сторона могла бы создать самостоятельно.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
строительство инвестиции