Украинская правда

Зачем облагать налогом мелкие международные посылки?

Если коротко, налогообложение мелких международных отправлений (до 150 евро) – это о выравнивании конкурентных условий и детенизации, а не о "наказании онлайн-покупателей". В украинских реалиях действующий порог стоимости посылок создает ситуацию, когда значительный объем товаров заходит в страну в формате мелких B2C- отправлений без НДС.

Это дает международным платформам ценовое преимущество над легальным импортом, официальным ритейлом и украинским производителем. Мы неоднократно фиксировали это как искажение конкуренции и источник потерь бюджета.

Экономический эффект от реформы будет комплексный.

Во-первых, возрастет доля "белой" торговли. Когда правила одинаковы, легальному бизнесу проще конкурировать и инвестировать, а государству – прогнозировать поступления.

Во-вторых, появляется дополнительный фискальный ресурс, особенно важный во время войны и дефицита бюджета. По разным оценкам, поступления могут вырасти ориентировочно на 20 млрд грн в год.

В-третьих, усиливается позиция украинского производства. Когда "безналоговый" импорт больше не является искусственно более дешевым, у локальных брендов появляется больше возможностей для ценовой конкуренции и масштабирования.

Важен и вопрос качества и безопасности товаров. Европейские регуляторы уже усилили давление на платформы ультра-низкой стоимости из-за рисков продажи опасной продукции и слабый контроль, в частности по Temu и общую тенденцию ЕС к более жестким требованиям к Temu/Shein.

Для Украины это не менее актуально: налоговое выравнивание не решает проблему полностью, но существенно уменьшает стимулы массового ввоза дешевых товаров сомнительного качества и создает основания для более системного контроля.

Какой подход был бы сбалансированным

Сбалансированным может считаться тот подход, который:

  • устраняет конкурентную несправедливость;
  • не создает хаоса на таможне;
  • не делает из граждан "администраторов" НДС.

Наиболее сбалансированной выглядит модель, которую предлагаем как основу для законодательных изменений:

  • НДС применяется к покупкам на маркетплейсах независимо от стоимости;
  • ввозная пошлина – только на товары свыше 150 евро;
  • уплата НДС осуществляется на этапе покупки, то есть налог включается в финальный платеж в магазине/на платформе.

Это фактически воспроизводит подход ЕС: модель IOSS (Import One Stop Shop) отменила освобождение от НДС для "мелких" посылок, одновременно цифровизировав администрирование.

Критически важно обеспечить переходный период и техническую готовность системы – IT-решения, регламенты взаимодействия с платформами и операторами доставки, информирование потребителей. Именно так реализуют "европейскую модель", о которой говорится в публичных коммуникациях Министерства финансов.

Как повлияет инициатива

Влияние будет разным для разных групп – и важно говорить об этом без драматизации.

Действительно, часть импульсных или чисто "ценовых" покупок может уменьшиться – НДС повысит конечную стоимость низкостоимостных товаров. Однако если налог будет уплачиваться на этапе покупки (а не "доначисляться" на таможне), переход пройдет мягче: люди будут видеть окончательную цену сразу и принимать решение прозрачно.

Для малого бизнеса, закупающего на международных платформах краткосрочно затраты вырастут (минимум на НДС). Но тут вопрос справедливости: нынешняя модель фактически субсидирует теневой импорт и ставит в неравные условия тех, кто работает легально.
Что касается украинского производства и легального ритейла, то для них эффект будет преимущественно положительный:

  • исчезает искусственное преимущество "безНДС-импорта";
  • уменьшается давление ультрадешевой, часто низкокачественной продукции;
  • появляется больше возможностей для развития локальных товаров широкого потребления.

Отдельное измерение – безопасность

Вокруг отдельных международных платформ существуют предостережения относительно практик сбора данных и использования приложений. Публичные аналитические центры (в частности CSIS) описывали риски Temu для приватности и безопасности, а технические анализы фиксируют запросы на доступ к камере, микрофону, геолокации и тому подобное.

Параллельно платформы находятся под усиленным регуляторным надзором в ЕС и США, включая производства по DSA или штрафы за нарушение приватности, как в случае Shein.

В условиях войны вопрос цифровой гигиены, прозрачности и контроля – не мелочь, а составляющая национальной безопасности.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
услуги продажа льготы налоги