На пути в ЕС: создана первая Ассоциация "Производители голубики Украины"

В условиях растущего мирового спроса на качественные ягоды, украинские производители голубики объединили усилия для выхода на европейские рынки. В феврале этого года официально зарегистрирована Ассоциация "Производители голубики Украины", а уже в марте на Закарпатье состоялась встреча 25 предприятий со всей Украины.
Экспорт как ключевое направление развития
По словам Натальи Пукшин, Президента Ассоциации "Производители голубики Украины", главная цель ее создания - способствовать устойчивому развитию производства голубики и укреплению конкурентных позиций украинского агробизнеса на национальном и международном уровне.
"Мы хотим консолидировать усилия, унифицировать сорта, стандарты выращивания и упаковки, что позволит выйти на европейские рынки с высоким качеством продукции", - отмечает Пукшин.
"Для того, чтобы выйти на международный рынок сильным игроком, нужно создать команду партнеров, а не команду конкурентов. На самом деле, их и не может быть - на международном рынке место найдется всем, а нашим главным конкурентом является сейчас Польша", - подчеркивает Иван Гречкивский, исполнительный директор ассоциации.
Особое внимание уделяют показателям экспорта. Так, в 2024 году Украина поставила в Великобританию 390 тонн свежей голубики, что на 11% больше, чем в прошлом году. Великобритания уже стала пятым по величине рынком сбыта для украинских экспортеров после Польши, Нидерландов, Грузии и Германии.
Объединение сил для достижения общей цели
"Все без исключения успешные страны-экспортеры плодоовощной продукции имеют мощные отраслевые ассоциации, позволяющие повысить эффективность усилий каждого отдельного экспортера и создать предпосылки для устойчивого развития всей отрасли" - прокомментировал эксперт, экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Андрей Ярмак.
На первой встрече, которая состоялась на производственных мощностях "Блу Берри" в Закарпатье, одного из соучредителей ассоциации, представители 25 производителей со всей страны, среди которых 16 уже являются действующими членами ассоциации, обозначили основные задачи и перспективы сотрудничества. Общая площадь насаждений, которую охватывает сегодня Ассоциация, составляет около 1100 га - это почти 20% украинского рынка ягод голубики.
Поддержка государства и будущие вызовы
Государственная поддержка является неотъемлемым компонентом успеха экспортных операций. Представители Закарпатской областной администрации отметили важность создания подобных объединений для развития бизнеса и усиления экономики страны.
"Стабильный, зарегистрированный бизнес - это залог для дальнейшего привлечения инвестиций и расширения экспорта. На международных рынках мы имеем большие перспективы, если сможем действовать совместно", - подчеркнул первый заместитель председателя Закарпатской ОГА Василий Иванчо.
Производители голубики сталкиваются с многочисленными вызовами - от необходимости унификации стандартов до расходов на дополнительную сертификацию для доступа к европейскому рынку. Однако объединение предприятий создает условия для быстрого решения этих вопросов и позволяет выйти на рынок как сильный игрок.
Украинская голубика как символ надежды
По словам основателей ассоциации, европейский рынок - это не только возможность увеличения объемов экспорта, но и шанс для Украины представить свою продукцию на мировой арене.
"Наши предприятия уже доказали, что украинская голубика может конкурировать с ведущими мировыми брендами. Объединившись, мы сможем еще больше укрепить наши позиции на рынке", - отмечают представители Ассоциации.
Создание Ассоциации "Производители голубики Украины" свидетельствует об амбициозных планах украинского агробизнеса по расширению экспорта и интеграции в глобальные рынки. Экспорт голубики - это один из важных шагов на пути к экономическому восстановлению и развитию страны, которая имеет огромный потенциал для роста в условиях современных вызовов.