Лед тронулся: получит ли бизнес защиту от произвола "силовиков"?
Верховная Рада приняла за основу законопроект, который должен ослабить давление на предпринимателей.
Предприниматели не первый год жалуются на чрезмерное давление правоохранительных органов: от безосновательных обысков до "вечных" арестов счетов. Из-за этого падает деловая активность, снижаются налоговые поступления, а инвесторы обходят Украину стороной.
В феврале Верховная Рада приняла за основу законопроект №12439, который должен изменить правила игры, чтобы бизнес мог эффективнее защищаться.
Его основные цели - ограничить сроки ареста имущества, установить четкие правила подследственности и усилить процессуальные гарантии. Позиция бизнеса по проекту в целом одобрительная, однако нужно позаботиться о детализации отдельных процедур.
Почему это важно
В 2024 году жалоб на "наезды" на бизнес не стало меньше. Классические проблемы следующие.
Грубое нарушение подследственности правоохранителями. Хотя экономические преступления формально отнесены к ведению Бюро экономической безопасности (БЭБ), такие дела расследуют и другие органы, создавая дополнительное давление. Оперуполномоченные СБУ на основании поручений любого правоохранительного органа участвуют в сопровождении таких дел, а это слишком сильный орган во время военного положения.
"Вечные" аресты. Счета и имущество блокируются без четких оснований или ограничений по времени, парализуя деятельность предприятий.
Сложное обжалование и длительный возврат имущества. Пока предприниматель доказывает в судах незаконность действий следователей, бизнес несет убытки и теряет конкурентные позиции. Слишком часто имущество, изъятое в ходе обыска, вообще не считается временно изъятым имуществом, а значит, может удерживаться бессрочно.
Ключевые изменения
Ликвидация "вечных" арестов. Проект устанавливает двухмесячный срок ареста имущества или счетов. Если у правоохранителей нет достаточных оснований, суд должен отказать в продлении ареста. Возврат активов будет происходить в течение 30 дней, поэтому компания не будет испытывать длительных финансовых или репутационных потерь.
Четкая подследственность и механизм обжалования. Экономическими преступлениями должен заниматься БЭБ. Если Нацполиция, СБУ или ГБР расследуют такие преступления, нарушая подследственность, подозреваемые или их адвокаты могут оперативно обжаловать такое расследование. Доказательства, полученные "неподходящим" органом, будут рассматриваться как недопустимые, а следствие как инструмент давления будет использоваться реже.
Усиление прав потерпевшего и защиты. Когда следствие медлит, потерпевший сможет обращаться в суд с ходатайством о временном доступе к вещам и документам. Установленный срок рассмотрения таких ходатайств - до 15 дней. Постановления об отказе в отмене ареста имущества можно будет обжаловать в апелляционном порядке.
Позиция делового сообщества
Бизнес-сообщество преимущественно одобрительно оценило инициативу, ведь она решает ключевые проблемы предпринимателей. Однако есть несколько важных оговорок.
Недостаточная определенность временно изъятого имущества во время обысков. Имущество, изъятое во время обушка, не всегда считается временно изъятым, а следовательно, может содержаться бессрочно. Следовательно, владелец изъятого имущества остается без права на обжалование его изъятия или возврата.
Важно четко определить, что имущество и деньги, изъятые в ходе обыска, являются временно изъятым имуществом, что требует соответствующего обращения в суд с целью ареста такого имущества или его возврата в случае отсутствия оснований для такого ареста.
Недостаточный объем прав у лиц, права или законные интересы которых ограничиваются во время досудебного расследования. Действующие нормы УПК не содержат положений, которые бы предоставляли таким лицам реальные процессуальные права с целью защиты их интересов.
Согласно практике Европейского суда по правам человека, начало досудебного расследования устанавливает, что лицо должно пользоваться правами подозреваемого или обвиняемого. Поэтому таких лиц необходимо отнести к сторонам уголовного производства и определить их процессуальные права как у подозреваемого.
Отказ от применения непомерных залогов для подозреваемых. Непомерные залоги являются слишком частым элементом давления на лиц, к которым применяется залог, и на субъектов хозяйствования, которых они представляют. Необходимо оставить определение, что только в исключительных случаях назначенный залог может превышать установленные кодексом размеры, при этом такие исключительные случаи требуют расширенного обоснования и определенного ограничения.
Ограничение участия оперативников СБУ в делах бизнеса. Обращение к высшему прокурору с ходатайством о нарушении подследственности, которое предлагает законопроект, не охватывает суть проблемы. Как показывает практика, СБУ - это слишком сильный орган, в присутствии которого решения судов иногда искажаются.
Если это дела не по обороноспособности, то нельзя допускать к следственным действиям, в частности допросам и обыскам, оперуполномоченных этого органа. Обещания политиков, что СБУ не будет расследовать экономические преступления, нужно закрепить в УПК и запретить БЭБ и Нацполиции давать поручения таким "силовикам".
Еще одна важная проблема - контроль за предоставлением судьями разрешений на обыск. Владелец изъятого в ходе обыска имущества должен иметь право ознакомиться с материалами дела, на основании которого было предоставлено разрешение на такой обыск. Не менее важно предоставить право на обжалование определения о проведении обыска.
Как это поможет экономике
Лучший инвестиционный климат. Инвесторы будут понимать, что в Украине наконец вводят предсказуемые процедуры расследования.
Рост доверия. Четкая подследственность, доступ к материалам и контроль за следственными действиями со стороны суда снизят коррупционные риски.
Что в итоге
Законопроект №12439, которого ждали в течение последних лет, позволит уменьшить неоправданное давление на предпринимателей. Если инициаторы учтут предложенные специалистами предложения ко второму чтению и обеспечат честные правила игры, Украина получит действенные предохранители против незаконных обысков и "вечных" арестов.
Бизнес отреагирует положительно, когда увидит, что правила действительно работают: уменьшится количество жалоб, а инвесторы, которые раньше рисковали оказаться под ударом, охотнее будут инвестировать в украинскую экономику. В конце концов, действенная защита прав предпринимателей укрепляет основу экономики и помогает обеспечить стабильные рабочие места и налоговые поступления - то, в чем крайне нуждается вся страна.