Украинская правда

Как преодолеть кадровый кризис

Украинцы должны быть владельцами национальных богатств, а иностранцы - наемными работниками.

Нынешний министр экономики Алексей Соболев в 2023 году прогнозировал, что дефицит рабочей силы в Украине в ближайшие десять лет составит 4,5 млн человек. Это колоссальное значение - примерно как население Литвы, Эстонии и Латвии.

В 2025 году можно утверждать, что в Украине "людей нет". По крайней мере численность населения постоянно сокращается, о чем говорят в разных сферах: от образования до бизнеса. В то же время, нет единого понимания, как выходить из кризиса.

Когнитивный диссонанс заключается в том, что существует несколько реальностей. В одной - идет война, люди рассматриваются как "мобилизационный ресурс", а цели оправдывают любые средства, что позволяет физически держать фронт. В другой - обосновываются либеральные вещи о ценностях, правах и свободах, которые доказали свою эффективность (в частности экономическую) в демократических государствах. Однако у них не было такого опыта в условиях масштабной войны в 21 веке. Мы первопроходцы.

Мы стали полигоном не только для тестирования нового вооружения и необычных методов войны, но и площадкой для проверки различных идей и гипотез. Более того, мы находимся в поиске формулы выживания в новой агрессивной эпохе.

В отечественном публичном пространстве дискутируют о правильности понимания и применения актуальных понятий и смыслов. Мол, "человеческий капитал" - это о ценности и развитии потенциала человека, а "человеческий ресурс" - это о безжалостной эксплуатации его возможностей во имя каких-либо благих (сакральных) целей.

Однако водораздел нашего мировоззрения, мышления и действий зависит не столько от объема знаний, сколько от того, где и кто мы теперь, в какой системе координат находимся: в гражданской (либеральной) или военной (автократической) со всеми вытекающими последствиями.

Именно поэтому получается так, как получается:"Эксперты предлагают немало дельных рецептов, но проблема в том, что они рассматривают украинцев как человеческий капитал, для которого нужно создавать благоприятные условия. А за годы большой войны возобладало совсем другое представление о наших гражданах: они воспринимаются как человеческий ресурс, предназначенный для выполнения важнейших исторических задач".

Разные мировоззрения - проблема одна

Называйте это "кадровым голодом", "демографическим кризисом", "нехваткой рабочей силы", "человеческим капиталом" или "человеческим ресурсом", но сути это не меняет: людей нет. Независимо от вашего мировоззрения: "милитаристского" или "либерального".

К сожалению, нет никакого консолидированного понимания стратегии выживания во время "кадрового голода" и плана действий в меняющихся исторических условиях и в "центрах принятия решений". Чтобы почувствовать этот досадный эффект, не нужно специальных знаний или навыков, достаточно прожить в Украине в течение лет этой проклятой войны. Почему так?

С одной стороны, мы "часть Европы": "Июльские протесты выглядели как привет из мирного времени. Стало очевидно, что за три с половиной года жестокая война не уничтожила мечту о демократической и процветающей Украине в составе Евросоюза. Надежда на светлое европейское будущее все еще живет".

С другой стороны, мы "щит Европы", где "закручиваются гайки", попираются права и свободы, происходит отступление от либеральных ценностей, что позволяет держать реальный фронт без резкого прорыва. Война есть война.

С одной стороны, Андрей Ермак объявляет, что большинство должностей в Офисе президента Украины должны занять военные и заменить гражданских. То есть милитарный подход, вероятно, будет доминировать в "центрах принятия решений".

С другой стороны, премьер-министр занимается разрешением на выезд за границу 22-летних юношей, а депутаты регистрируют и принимают соответствующий законопроект. Эта либеральная позиция противоречит формуле "люди - мобилизационный ресурс".

Сама Юлия Свириденко - выходка из Офиса президента и последовательно реализует либеральные подходы, но что будет дальше? Что будет, когда на различные ключевые должности по украинскому обычаю переместятся лица с милитаристским мировоззрением? Вопрос открытый. Итак, "людей нет". Идей не хватает. Как бороться дальше и выжить?

Нестандартный подход - шанс на спасение

Куры никогда не победят медведей. Извините за такое неожиданное сравнение. Это не та весовая категория, не та природа, не та конструкция, не то назначение. Испокон веков птица - ресурс мяса и яиц, а медведь - хищник.

Правда, в сети вы найдете немало других странных возражений очевидному, где наседка, защищая своих цыплят, не только дает отпор медведям, а становится их самым большим ужасом. Более того, такая наседка-мама и любому ястребу даст на орехи, если тот рискнет посягнуть на ее потомков - на будущее.

В чем же секрет силы? Как "хакнуть" "законный" порядок вещей? Ответ очевиден: неожиданные поступки (атака дронами СБУ на стратегическую авиацию), нестандартная система координат, нелинейные решения. Фантазия лучше знаний.

Этот секрет знал Альберт Эйнштейн, ибо логика может привести от пункта А к пункту Б, а воображение - куда угодно. Этим пользовался Апостол Павел, рефлексируя, что вера - реализация ожидаемого и уверенность в невидимом.

Наше спасение может крыться в смелых идеях, неожиданных действиях, неожиданных миссиях, инстинктах самосохранения. Они должны взять верх над якобы "правильными" законами миропорядка. Только так можно выйти за ожидаемые исторические рамки и победить. Продолжить плыть по течению - значит потерять все.

Военнослужащий-публицист Павел Казарин обобщает: "По всем расчетам, мы должны были проиграть три с половиной года назад. Нам не должно было хватить воли, людей и ресурсов. Мы должны были "знать свое место", "ждать своей очереди" и "не провоцировать сильных". Но чтобы вынести нам вердикт, нужно найти тех, кто с аналогичным вызовом справился лучше нас. За последние 70 лет таких стран не было. Этому миру выпало жить по правилам, которые пишет наша страна".

Но какие правила нам написать? Какую формулу выживания предложить? Как оторваться от проблем и достичь успеха? В Украине "нет людей" и решение этой проблемы требует креативного подхода. Бизнесу не хватает работников, нет очередей в военкоматах, нет очередей из иностранцев, которые хотят работать в Украине. Где выход?

Украинцы - владельцы природных богатств, иностранцы - работники

"Отдавать" американцам украинские недра в обмен на оружие - хорошая идея укрепления обороноспособности и заинтересованности союзников в военной поддержке. Однако это мало мотивирует рядового украинца защищать Родину лично.

Необходимо оценить в денежном эквиваленте все природные богатства Украины и разделить долю на каждого. Чтобы можно было "пощупать" эти богатства как собственные. Тем, кто воюет, долю в богатствах стоит значительно увеличить.

Эта доля каждого в национальных ресурсах должна стать объектом гражданского оборота. Хочешь - объединяйся с семьей, собратьями, ищи инвесторов и строй заводы и фабрики, хочешь - обменивай, продавай, выделяй в натуре. Для непредприимчивых можно ввести фонд и отчислять туда средства за использование природных ресурсов, которые будут распределяться всем участникам. Для чего это нужно?

Если граждане Украины станут реальными собственниками природных богатств (ресурсов), то вряд ли смогут укорениться конспирологические теории о "захвате украинских земель" иностранцами. Следовательно, риски информационных манипуляций и влияние враждебной дезинформации на эту тематику уменьшатся.

В процессе решения проблемы дефицита кадров необходимо выйти за пределы и милитаристского, и либерального мировоззрений и посмотреть на проблему под другим углом.

Цифры - вещь упрямая. По данным Европейской бизнес-ассоциации, 71% украинских предприятий испытывают острый дефицит кадров, хотя 87% из них значительно повысили зарплаты, 84% - премии, а 56% инвестировали в развитие персонала. То есть принятые классические меры не решили проблему. "Нет людей" и точка.

Среди объективных причин - недостаточное количество кандидатов (указывают 26,7% респондентов), нежелание мужчин официально трудоустроиться из-за рисков быть мобилизованными (25,5%), неудовлетворительная квалификация претендентов (17,8%).

Можно привлекать людей к труду в Украине из-за рубежа, но для этого надо превратиться в страну-мечту для трудовой миграции. Как это сделать?

Препятствия для привлечения работников из-за рубежа

Когда отечественный бизнес самостоятельно пытается решить проблему дефицита кадров, приходится иметь дело со следующими проблемами.

1. получение разрешения для иностранцев в областных центах занятости.

В перечне документов, которые подают работодатели согласно статье 42-2 закона "О занятости населения", требуются нотариально заверенные копии страниц паспорта иностранца с личными данными с переводом на украинский язык.

Впрочем, анализ законодательства о нотариальной деятельности показывает, что нотариусы не заверяют копии таких документов. Эта формальная несогласованность требований уже на этапе подготовки документов является преградой для привлечения иностранных работников.

2. потерянное время для привлечения трудовых иммигрантов.

Хотя разрешение на применение труда иностранцев и лиц без гражданства областные центры занятости выдают на длительный период (6-12 месяцев), однако иностранный работник, получивший такое разрешение, обязан въехать в Украину в течение 90 дней с даты его выдачи (пункт 4 статьи 42-7 упомянутого закона).

Соответствует ли такой порядок реалиям? Нет. Авиасообщение с Украиной не работает, а другие варианты быстрого обмена документами отсутствуют. 90 дней тратятся только на пересылку документов и оформление украинской рабочей и транзитной виз. В интересах Украины, чтобы такие процедуры происходили за считанные дни.

3. Финансовые гарантии как препятствие для иммиграции в Украину.

Период рассмотрения дел иностранцев, которые хотят работать в Украине, составляет до 30 дней, хотя должен был бы длиться два-три дня. Некоторый сервис есть. Например, иностранцы могут подавать документы по предварительной записи через визовый центр (частная компания VFS Global), который сотрудничает с некоторыми отечественными посольствами.

Однако преимущества на этом заканчиваются, ведь согласно постановлению Кабмина, иностранец-претендент должен подать в консульское учреждение Украины документы, подтверждающие наличие "достаточного финансового обеспечения". Процедура выписана так, что альтернативы "денежному обеспечению" почти нет.

Сумма "достаточного финансового обеспечения" на период пребывания иностранца в Украине может достигать десятков тысяч долларов. Эти требования устанавливаются другим постановлением правительства. Кто при таких условиях сможет поехать к нам на работу? Нужна разумная государственная политика, которая будет способствовать привлечению рабочей силы в Украину.

4. Человеческий фактор при оформлении трудовой миграции.

В 2025 году можно говорить о попытках отдельных предприятий-первопроходцев привлечь рабочих из-за рубежа. Что имеем? Представители некоторых украинских консульских учреждений, а не правительство, по своему усмотрению определяют потребность в работниках предприятий, что является несколько странной практикой.

Такое применение законодательства можно найти среди представителей визового отдела Посольства Украины в Индии (отвечает за Индию, Непал, Бангладеш, Шри-Ланку и Мальдивы). Они отказывают в выдаче рабочих виз для иностранцев на основании странных подозрений в вероятной скрытой миграции.

Обоснование отказов сводится к таким общим формулировкам: военное положение в Украине; риски нелегальной миграции иностранцев через Украину в страны ЕС; наличие на внутреннем рынке труда достаточного количества кандидатов. Такой подход подчеркивает, что правительство не имеет централизованного и системного видения.

Кто станет донором трудовых иммигрантов

Если средний уровень зарплаты в потенциальной стране-доноре близок к аналогичному показателю в Украине или выше него и если уровень безработицы относительно небольшой, тогда массовое прибытие граждан из такой страны на работу в Украину маловероятно. Вряд ли украинские работодатели могут предложить лучшие условия работы и обеспечить конкурентные преимущества в условиях войны. Зачем ехать за тридевять земель, если дома такие же условия, но без риска погибнуть?

В Украине в 2024 году размер средней зарплаты достигал 540 долл. Ниже средняя зарплата была в Непале - 239 долл., Бангладеш - 213 долл., Кыргызстане - 410 долл., Узбекистане - 415 долл., на Филиппинах - 340 долл., во Вьетнаме - 460 долл., Таджикистане - 240 долл. и Туркменистане - 285 долл. Эти государства могут рассматриваться как потенциальные доноры рабочей силы для Украины.

Если акцентировать внимание на фактор безопасности, то отсеются государства, граждане которых могут нести угрозу. Не могут рассматриваться донорами граждане РФ и РБ, а также Афганистана, Пакистана, Сирии, Ливана, Палестины, Ирака, ЦАР, Йемена, Алжира, Северной Кореи, Ирана, Индии и почти всех постсоветских стран.

Остаются государства с относительно низким уровнем жизни и высоким уровнем безработицы, для которых средняя зарплата в Украине является привлекательной и которые по всем признакам могут стать базовыми (основными) странами-донорами доступной рабочей силы. К таким странам можно отнести Бангладеш и Непал.

Вместо выводов

В условиях войны, когда есть острая потребность в кадрах, следует прибегнуть к генерации нестандартных решений, среди которых - привлечение иностранных рабочих.

Именно поэтому для выхода из кризиса и дальнейшего развития следует быстро выполнить домашнюю работу по распределению национальных природных богатств между гражданами Украины (прежде всего - между защитниками) и упростить формальные процедуры привлечения иностранных работников к работе в Украине. Украинцы должны быть владельцами национальных богатств, а иностранцы - наемными работниками.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
рынок труда трудоустройство миграция война