Украинская правда

Как не потерять миллионы долларов на доставке

В нынешних условиях растет потребность в выстраивании резервных и альтернативных логистических цепей. Как это сделать?

24,8 млн евро - такую совокупную сумму убытков понесли 36 компаний-членов Европейской бизнес ассоциации в 2024 году во время забастовок польских фермеров на границе. Это более 700 тыс. евро потерь на одну компанию. Большинство из них могли бы минимизировать эти потери, имея резервные логистические цепи.

А по состоянию на июль 2023 года, из-за блокирования портов Россией Украина потеряла не менее 10% ВВП, 18 млрд долл. валютной выручки, 500 тыс. рабочих мест и 135 млрд грн налогов - что сопоставимо с бюджетом расходов Украины на образование или здравоохранение.

Большая война в корне изменила логистическую карту. И хотя и одесские порты уже постепенно возобновили работу, последний масштабный обстрел в марте показал их уязвимость. Крупные судовладельцы с наступлением форс-мажорных обстоятельств переносят судозаходы, отменяют их или повышают ставки, а терминалы могут быть не в состоянии обработать груз. Тем не менее бизнес должен продолжать выполнять свои обязательства.

Логистика - невидимая слабость бизнеса

Общаясь с предпринимателями в рамках логистического консалтинга, я часто сталкиваюсь с одной и той же проблемой: большинство из них считают, что их логистические цепи работают безупречно. Так зачем тратить дополнительное время на альтернативные пути?" - рассуждают они.

Но логистические маршруты - чрезвычайно волатильная история. На них постоянно влияют различные факторы: политические, экономические, военные.

Один из клиентов, мощный украинский бизнесмен, как-то сказал: "Логистика - это королева торговли". И он прав, ведь логистика напрямую влияет на себестоимость товара, своевременность доставки, а также на коммуникацию и партнерство с клиентами и подрядчиками.

Что ждет бизнес без альтернативного логистического плана

Представьте ситуацию: вы отправляете груз из Чернигова в порт Черноморск. Вдруг получаете информацию, что порт не работает, или задерживается обработка грузов, или отменяется заход судна. Что делать?

Вы уже потратили значительные средства на заказ, погрузку, логистику. Груз уже растаможен. Без альтернативного плана вам придется:

  1. выгрузить товар;
  2. аннулировать таможенную декларацию;
  3. вернуть груз или перевезти его на склад хранения.

Все это - дополнительные расходы, не говоря уже о сорванных сроках поставок и испорченных отношениях с партнерами.

После этого вам придется в авральном режиме искать альтернативные пути, возможно, через порты Румынии или Польши. Это означает поиск новой транспортной компании, заключение новых контрактов, новые коммерческие договоренности - процесс, который может длиться неделями, когда ваш груз простаивает и генерирует убытки.

Зато, если у вас уже заключены контракты с альтернативными логистическими компаниями, вы просто донанимаете транспорт, договариваетесь о доставке и не теряете время на поиск новой компании, заключение нового контракта и коммерческие договоренности. Вы имеете возможность сразу отправить товар, минимизируя потери времени и денег.

Инструкции для построения резервных цепей поставок

Чтобы избежать проблем, описанных выше, стоит заранее позаботиться о резервных логистических цепочках. Подходы различаются в зависимости от того, пользуется ли ваш бизнес аутсорсинговой логистикой или имеет собственную.

Для бизнеса с аутсорсинговой логистикой

Каждый бизнес должен иметь контракты с несколькими логистическими компаниями, специализирующимися на различных видах перевозок:

  • Морская логистика.
  • Автомобильные перевозки.
  • Железнодорожные перевозки.
  • Авиаперевозки.

Также стоит заключить контракты с несколькими терминалами и сухими портами, если вы используете мультимодальную логистику.

Для компаний с внутренней логистикой (инхаус)

Если у вас есть собственная логистика, стоит:

  • Рассмотреть возможность приобретения собственного транспорта для различных типов перевозок (железнодорожные вагоны, автомобильный транспорт, транспорт для специальных грузов).
  • Постоянно повышать квалификацию логистов и логистических отделов.
  • Расширять контракты с логистическими компаниями.

Как выбрать надежных альтернативных поставщиков

При формировании резервных логистических цепей ключевым моментом является правильный выбор партнеров. Ищите логистические компании, которые имеют четкую специализацию в конкретной нише (по типу грузов, направлениям перевозок, видам транспорта), занимают ведущее положение на рынке и имеют подтвержденный опыт и экспертизу в нужных вам направлениях.

Проведите детальный анализ потенциального партнера по следующим пунктам:

  • Юридический анализ: размер уставного капитала, структура компании, количество работников, проверка на судебные иски и уплаченные налоги.
  • Репутационная составляющая: оценка сайта, социальных сетей, упоминаний в СМИ, отзывов на сайтах-агрегаторах.
  • Корпоративная социальная ответственность компании.
  • Условия типового шаблона договора на осуществление перевозок.

Самые распространенные ошибки при подготовке альтернативных логистических схем

Анализируя ситуацию на рынке, я выделяю несколько распространенных ошибок, которые компании допускают при планировании логистики. Наиболее фатальная из них - это полное отсутствие знаний и планирования, когда бизнес просто не имеет резервных цепей поставок.

Другая типичная ошибка - ориентация только на один способ доставки. Многие компании рассчитывают логистические цепи, выбирая один путь или способ доставки, игнорируя потенциальные альтернативы. С этим тесно связано игнорирование возможных транзитных ограничений: когда бизнес сталкивается с препятствиями, которые задерживают или делают невозможным поставку товара, но не имеет заранее продуманных альтернативных маршрутов.

Наконец, многие компании застревают в старых подходах, продолжая работать "как раньше" или "как я знаю", хотя логистика - чрезвычайно динамичная отрасль, которая постоянно меняется и требует гибкости.

Превентивная стратегия экономит миллионы

Подытоживая, хочу подчеркнуть, что построение резервных логистических цепей - это необходимость для украинского бизнеса, особенно в условиях войны. Компании, которые заблаговременно заключают контракты с альтернативными логистическими партнерами, получают конкурентное преимущество: они не тратят время на поиск новых партнеров во время кризиса, а просто активируют резервные схемы поставок.

Такая превентивная стратегия позволяет минимизировать финансовые риски и операционные потери, а также - что не менее важно - сохранить отношения с партнерами и клиентами.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
торговля логистика