Как борьба с пытками обернулась давлением на бизнес
Исполнился год работы Совета по вопросам поддержки предпринимательства. Какие результаты?
Этот орган был создан указом президента для защиты интересов бизнеса и содействия его развитию. Несмотря на высокие ожидания, годовые результаты деятельности совета оказались неоднозначными. Многие предприниматели отмечают, что давление со стороны правоохранительных органов не уменьшилось, а некоторые отмечают его усиление.
Это свидетельствует о том, что механизмы защиты нуждаются в пересмотре. Однако без понимания корней проблемы ее решить невозможно. К сожалению, большинство участников совета и предпринимателей не понимают причин, которые привели к такой ситуации.
На самом же деле нынешние проблемы давления на бизнес со стороны правоохранительных органов возникли из-за системных изменений в уголовном процессуальном законодательстве. В результате украинский бизнес оказался в ловушке между попытками государства бороться с пытками и его же неспособностью создать надлежащий правовой баланс.
Истинные корни проблемы
Сложившаяся ситуация имеет более глубокие корни, чем кажется на первый взгляд. До 2012 года в Украине действовал Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) 1960 года, который требовал наличия четких поводов и оснований для возбуждения уголовного дела.
В 2012 году вступил в силу новый Уголовный процессуальный кодекс, в корне изменивший порядок регистрации уголовных производств. С тех пор любое сообщение о преступлении становилось основанием для регистрации производства.
В соответствии со статьей 214 нового УПК, следователь обязан внести сведения в Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР) и начать уголовное производство в случае выявления обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного преступления, независимо от источника получения информации. Таким источником может считаться что угодно: анонимная жалоба, сообщение в средствах массовой информации, сообщение или комментарий в социальных сетях.
Такая норма предоставляет следователям широкие полномочия для начала уголовного преследования любого лица при любых обстоятельствах. Соответственно, это может приводить к злоупотреблениям и нарушению прав граждан.
Как следствие, количество уголовных производств выросло в десятки раз. Чиновников начали вызывать на допросы, требовать документы, тщательно проверять их деятельность. Такая атмосфера страха парализовала их работу и создала предпосылки для злоупотреблений в отношении бизнеса.
Как это повлияло на предпринимателей
Новые нормы предоставили правоохранительным органам возможность по малейшему поводу проверять бизнес, проводить обыски и изымать имущество. Следователи имеют законные основания считать любой документ чиновника потенциальной подделкой, а его действия - злоупотреблением служебным положением. Это может приводить к блокированию выдачи разрешений или вообще парализовать работу предприятий.
Чиновники, опасаясь уголовных преследований, стали избегать принятия решений и это еще больше усложнило деятельность бизнеса. Предприниматели начали воспринимать контакты с правоохранителями как угрозу, ведь риск безосновательного и необоснованного уголовного преследования значительно возрос.
Бизнес вынужден либо тратить ресурсы на юридическую защиту, либо уходить в тень, что негативно влияет на инвестиционный климат в стране.
Как связаны ЕСПЧ и новый УПК
Упомянутые изменения в законодательстве были вызваны стремлением исправить системные нарушения прав человека. В то время Украина проигрывала многочисленные дела в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) из-за ненадлежащего расследования случаев, связанных с пытками, пытками и жестоким обращением.
Граждане жаловались на неправомерные действия правоохранителей, а следователи игнорировали их заявления и не открывали уголовных производств. Украина несла ответственность за нарушение прав человека, проигрывая дела в ЕСПЧ. Чтобы устранить эти недостатки, было решено регистрировать абсолютно все заявления о возможных преступлениях.
Новый УПК предусмотрел более строгие правила для предотвращения пыток, но не учел возникновения рисков чрезмерного давления на бизнес. Теперь любой предприниматель может стать фигурантом уголовного производства из-за анонимной жалобы, сообщения в социальной сети или субъективного мнения активиста.
Чиновники тоже боятся принимать решения, которые могут быть расценены как незаконные. Решая одну проблему - пытки в полиции, государство создало новую: страх чиновников перед принятием решений и преследование бизнеса.
Пути решения проблемы
Для решения этой проблемы необходимо внести изменения в статью 214 УПК. Регистрация уголовных дел в рамках производств должна происходить только при наличии достаточных поводов и оснований.
Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР) должен оставаться электронным инструментом учета заявлений о преступлениях, но его использование для автоматического открытия производств и уголовного преследования нужно пересмотреть.
ЕРДР должен использоваться исключительно для электронной регистрации уголовных производств. Это сделает невозможным злоупотребление с бумажными журналами, в частности исчезновение страниц или заявлений. Электронный след будет гарантировать рассмотрение заявления и принятие процессуального решения. В случае несогласия с решением человек сможет его обжаловать. Ранее же выявляли случаи, когда заявления граждан следователи просто выбрасывали в мусорку и человек не мог доказать факт своего обращения.
Правоохранителям следует предоставить определенный срок, например, 10-30 дней, для проверки фактов и установления состава преступления. Только после этого запись в ЕРДР должна получать дополнительный статус уголовного дела.
Изменения, введенные в 2012 году, имели благородную цель: защитить права граждан и положить конец пыткам. Однако отсутствие надлежащей оценки их влияния на предпринимательскую деятельность привело к тому, что бизнес стал жертвой.
Пересмотр ключевых положений УПК поможет восстановить баланс между борьбой с преступностью и созданием благоприятных условий для работы бизнеса. Вовремя внесенные изменения позволят вернуть доверие к правоохранительной системе, предотвратят безосновательные преследования предпринимателей и будут способствовать развитию бизнеса.