Українська правда

Хочу на пенсію. Як змінить життя українців "реформа Гройсмана"

Галина Калачова - 4 липня 2017, 11:30

"Кто больше работает, тот больше получает". Такой подход декларирует премьер-министр Владимир Гройсман, когда речь заходит о пенсионной реформе.  

Недавно законопроект был зарегистрирован в Верховной Раде и теперь с документом может ознакомиться каждый.

На этапе подготовки проект реформы больше месяца не публиковался: была только презентация на сайте Кабмина и отдельные обрывочные объяснения чиновников.

Правительство держало реформаторский пакет законопроектов в строгой тайне и одновременно вело активную информационную кампанию о преимуществах реформы.

За неделю публичной жизни реформа обрела массу дополнительных характеристик: "реформа прошлого", "реформа одних выборов", "реформа, которая спасет бюджет".

Что из этого правда, а что — нет? ЭП предлагает ознакомиться с главными выводами "пенсионной реформы", которая коснется миллионов украинцев и изменит правила выхода на пенсию для них.

Уже на следующей неделе документ может рассмотреть парламент.

Повышения пенсионного возраста не будет: да, но нет

В Украине действует солидарная пенсионная система. Она предполагает, что работающие граждане платят в Пенсионный фонд страховые взносы, из которых выплачиваются пенсии.

Давно не секрет, что одних только страховых взносов работающих украинцев на пенсии не хватает. Государство на эти цели выделяет средства из госбюджета, и с каждым годом эта цифра все больше и больше.

Дефіцит Пенсійного фонду, млн грн

Рік

Покриття коштами держбюджету

Позики

Всього

2010

26 596

7 881

34 476

2011

17 755

12 356

30 111

2012

15 324

11 885

27 209

2013

21 764

311

22 075

2014

14 683

969

15 652

2015

94 812

0

94 812

2016

142 586

-2 350

140 236

2017

141 315

0

141 315

Джерело: Ціна держави

Объясняется это тем, что в Украине количество работающих граждан по отношению к пенсионерам сокращается. Если в 2001 году на 88 пенсионеров приходилось 100 работающих, то сейчас это соотношение почти сравнялось.

В 2015 году расходы бюджета на Пенсионный фонд пришлось увеличить в два раза из-за резкого снижения поступлений от единого социального взноса (ЕСВ — основной источник собственных доходов Пенсионного фонда).

Сбалансировать бюджет и уменьшить дефицит можно за счет повышения пенсионного возраста. Именно на этом настаивал МВФ. Дополнительный аргумент — пенсионный возраст в Украине ниже, чем в Европе и других развитых странах.

Пенсійний вік у деяких країнах

Німеччина

65-67

Великобританія

65-67

Данія

65-67

Ісландія

67

Грузія

60 і 67

Канада

65

Нідерланди

65

Фінляндія

62-68

Естонія

65

Японія

65

Премьер Владимир Гройсман на прямое повышение пенсионного возраста не пошел. Суть правительственной реформы — повышение необходимого для выхода на пенсию страхового стажа с 15 лет до 35 лет с более широким спектром возможностей для выхода на пенсию.

Сегодня пенсионный возраст для мужчин составляет 60 лет, для женщин — 57 лет и шесть месяцев.

Согласно реформе, некоторые украинцы смогут выйти на пенсию в 60 лет, кто-то в 63 года, а кто-то в 65 лет. Все зависит от того, сколько времени человек проработал легально, платя страховые взносы.

Так, с 2018 года в 60 лет на пенсию смогут выйти те, кто имеет страховой стаж не менее 25 лет. По действующим правилам — 15 лет.

В 63-летнем возрасте выход на пенсию возможен при наличии стажа от 15 до 25 лет.

В 2019 году добавляется еще один вариант выхода на пенсию: в 65-летнем возрасте, если стаж составляет от 15 до 16 лет.

Ежегодно до 2028 года требования по стажу будут увеличиваться на год. В итоге с 2028 года в 60 лет на пенсию смогут выходить те, кто проработал 35 лет.

"Повышение требований к страховому стажу — не самый популярный шаг, поскольку он приведет к фактическому повышению пенсионного возраста. Однако этот шаг позволит детенизировать рабочие места. Люди будут понимать, что без минимально необходимого стажа будут лишены пенсий", — отмечает младший экономист ЦЭС Юлия Руда.

Натиснути для збільшення
урядовий портал

По сути "гибкий коридор Гройсмана" — это скрытое повышение пенсионного возраста.

"Все заточено на то, чтобы подтолкнуть человека к более позднему выходу на пенсию или поставить его в условия, когда он не сможет выйти раньше", — констатирует глава департамента социальной политики ФРУ Юрий Кузовой.

Эксперт приводит пример: "В 2017 году человек еще имеет право выйти на пенсию со стажем 18 лет, а с 1 января 2018 года это право — долой. Ему нужно еще семь лет поработать, чтобы получить это право — дотянуть стаж до 25 лет.

Вот он поработал, на дворе 2025 год, а в 2025 году необходимый стаж — уже 32 года. Не догнал. Еще надо поработать. Таким образом, если 1 января у человека нет 25 лет стажа, он вынужден играть в эти догонялки".

Догонять он будет до тех пор, пока не достигнет 63 или 65 лет, когда требования к стажу уменьшаются.

Спецпенсии и отдельные категории граждан

Во-первых, согласно реформе спецпенсии для госслужащих, ученых, судей и прокуроров отменяются. Эти категории переводятся на общую систему начисления пенсий. Исключение — военнослужащие.

Таким образом выравниваются конкурентные условия рынка труда и освобождается больше ресурса для выплаты обычных пенсий. Тут вопросов не возникает.

Во-вторых, с 1 января 2018 года отменяется право на назначение пенсии за выслугу лет для работников образования, здравоохранения, социальной защиты и других категорий. Предложенный инструмент — еще один способ уменьшить количество пенсионеров.

В-третьих, несправедливо создаются "тепличные" условия для представителей профессий с вредными и тяжелыми условиями работы. Это сварщики, машинисты, газовщики, сталевары и многие другие.

По словам Кузового, действующее законодательство выписано так, что сейчас эти категории вправе выходить досрочно на пенсию за пять-десять лет до наступления пенсионного возраста.

Однако из-за удлинения страхового стажа пенсионный возраст размывается. "Со временем большинство людей будут выходить на пенсию в 65 лет, а досрочная пенсия будет назначаться уже за 10 или за 15 лет до выхода на пенсию", — объясняет Кузовой.

Хитроумный рост

Одно из наиболее распиаренных новшеств пенсионной реформы — новые правила повышения и перерасчета пенсий. Пенсии будут расти по двум причинам: "осовременивание" и индексация.

"Осовременивание". Многие пенсионеры, которые вышли на пенсию десять лет назад, получают меньшую пенсию, чем их коллеги, которые начали получать пенсию недавно.

Простой пример — шахтер со страховым стажем более 46 лет. Если такому работнику пенсия была назначена в 2008 году, он получает 3 312 грн. Если же такой работник вышел на пенсию в 2016 году, — 8 446 грн. Почему так происходит?

Пенсия украинцев зависит от трех показателей: зарплаты, стажа и показателя средней зарплаты в Украине. Средняя зарплата растет с каждым годом, поэтому пенсии украинцев должны "осовремениваться". Однако в последний раз такое "осовременивание" проходило в 2012 году.

По подсчетам Кабмина, в рамках "осовременивания" пенсии с 1 октября 2017 года вырастут почти для 9 млн украинцев на 200-1000 грн, исходя из более высокого уровня средней зарплаты.

Индексация. Повышение пенсий на уровень инфляции. Сейчас она предусмотрена соответствующим законом.

Что делает Кабмин? Предлагает исключить пенсии из закона об индексации и прописывает в реформаторском законопроекте новые правила: пенсии будут повышаться на 50% от показателя роста средней зарплаты и инфляции за три года.

При таком подходе новоназначенные пенсии в 2018 году могли бы быть достаточно высокими, но тут есть несколько оговорок.

Во-первых, автоматическая индексация начнется только с 2020 года, а до этого она будет происходить по решению Кабмина. "Перестраховались на случай, если денег не хватит", — признался ЭП собеседник в Кабмине.

Во-вторых, возможное повышение пенсий нивелируется предложением снизить показатель оценки одного года страхового стажа с 1,35% до 1%.

Размер пенсии каждого украинца зависит в том числе от показателя оценки одного года страхового стажа. Этот показатель зашит в формулу расчета пенсий и с 2008 года составляет 1,35%. При оценке каждый месяц страхового стажа умножается на него.

Именно пересмотр этого коэффициента спровоцировал обвинения Гройсмана в том, что пенсионная реформа — это реформа прошлого.

В первую очередь, от нее проиграют те, кто планирует выходить на пенсию с 2018 года и позже. Они будут получать меньше, чем могли бы при сохранении этого коэффициента. Действующие пенсионеры выиграют: их пенсии подтянутся к более высокому уровню.

В вопросе пересмотра пенсионной формулы Кабмин не согласился с Мировым банком (МБ), который предлагал более мягкий вариант.

МБ предложил "осовременивать" старые пенсии исходя из средней зарплаты за 2013-2015 годы в размере 3 263 грн, а новые — по действующим правилам. Кредитор рекомендовал дифференцированную оценку стажа: первые 15 лет считать с коэффициентом 1, а все последующие — 1,35.

В таком случае, говорится в аналитических материалах экспертов МБ, более 1 млн пенсионеров смогли бы получать пенсии выше прожиточного минимума.

В варианте Минсоцполитики единая зарплатная база (3 764,4 грн) "замораживается" на три года, и снижение оценки одного года стажа с 1,35% до 1% существенно сужает пенсионные права, особенно будущих пенсионеров.

"По новым правилам размеры их пенсий будут минимум на треть ниже. В условиях быстрого роста зарплаты это неизбежно приведет к системному и масштабному обеднению будущих поколений пенсионеров", — отмечается в анализе экспертов МБ.

К тому же указанные изменения демотивируют население к участию в государственном пенсионном страховании.

"В дальнейшем указанное снижение стоимости года приведет к важному изменению в начислении пенсии, а именно — к снижению коэффициента замещения (КЗ) зарплаты пенсией", — объясняет президент инвестиционной группы "Универ" Тарас Козак.

Коэффициент замещения отображает, какую долю от своей зарплаты пенсионер будет получать в виде пенсии.

"Если сейчас первая полученная пенсия составляет 50-60% зарплаты (то есть коэффициент 0,5-0,6), то при внедрении новой модели коэффициент замещения уже при назначении упадет до 0,4, а со временем, в результате дальнейшего ухудшения демографической ситуации, — до 0,3 и ниже. Такое вот повышение", — говорит Козак.

С другой стороны, от модели, предложенной Минсоцполитики, выиграет бюджет старны. Заложенные подходы к перерасчету пенсий и индексации позволят сдержать рост расходов бюджета на Пенсионный фонд и сохранить его в 2018 году на уровне 2017 года.

В ожидании рассмотрения

Реформа зарегистрирована в парламенте, но рассмотрят ли ее депутаты до каникул, пока неизвестно.

"Должна быть рассмотрена на протяжении последнего пленарного заседания, то есть с 11 по 14 июля", — уточнил в комментарии ЭП министр социальной политики Андрей Рева.

"Мы пока изучаем документ. Комитет рассмотрит его с 11 по 14 июля. По поводу первого чтения пока ничего не могу сказать. Законопроект еще надо включить в повестку дня парламента", — заявила ЭП глава парламентского комитета по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения Людмила Денисова.

Нет уверенности и в том, что парламент поддержит законопроект.

"Батьківщина", "Самопомощь" и оппозиция не проголосуют. Розенко (Павел Розенко, вице-премьер, бывший министр социальной политики. — ЭП) против, значит, "ударовцы" тоже против. Остается часть БПП, "Народный фронт" и, в зависимости от договоренностей, "Відродження". Маловато будет", — обрисовал политический расклад собеседник издания из АП.

Между тем, пенсионная реформа — залог продолжения сотрудничества с МВФ. Министр финансов Александр Данылюк неоднократно давал понять: без нее, а также без выполнения других принципиальных для фонда требований, траншей от кредитора ждать не стоит.