Під одне крило: навіщо уряд об'єднує аеродроми
Уряд вирішив передати всі аеродроми країни в державну власність і віддати їх в управління одному підприємству. Чиновники впевнені, що це дозволить модернізувати об'єкти. Профспілка авіадиспетчерів - проти. (Рос.)
В опубликованной недавно программе развития аэропортов на период до 2023 года стоит задача создания единой государственной сети аэродромов.
Все украинские аэродромы государственной и коммунальной форм собственности должны быть переданы в сферу управления Мининфраструктуры.
Оно создаст на базе госпредприятия "Украэрорух" предприятие, которое будет модернизировать аэропорты за счет собранных с них средств.
Профсоюз авиадиспетчеров выступил против, назвав решение о передаче аэродромов в сферу подчинения "Украэроруху" непонятным и преступным.
В Мининфраструктуры же считают, что это решение позволит аэропортам развиваться, привлекать больше инвестиций и увеличивать пассажиропоток.
Про программу
Объединение разрозненной сети аэродромов является частью Государственной целевой программы развития аэропортов на период до 2023 года, утвержденной постановлением Кабмина от 24 февраля 2016 года.
Помимо создания единой сети аэродромов, программа предусматривает возвращение их в госсобственность. Речь, в частности, идет об аэропортах "Днепропетровск", "Киев" (Жуляны), "Харьков", "Одесса", "Донецк", "Симферополь".
Программа предусматривает восстановление основных украинских аэропортов, их инфраструктуры и объединение их с транспортной инфраструктурой городов.
Также до конца 2016 года планируется подписать соглашение об общем авиационном пространстве - "открытое небо" - между Украиной и Евросоюзом и в дальнейшем пересмотреть международные соглашения с целью либерализации воздушного сообщения Украины.
Планируется, что в рамках программы будет потрачено 8,6 млрд грн: 5 млрд грн - за счет средств, привлеченных под государственные гарантии, и около 1,2 млрд грн - за счет средств частных инвесторов.
Примечательно, что программа была одобрена правительством Азарова еще в ноябре 2013 года, но из-за аннексии Крыма и начала боевых действий на Донбассе она "съехала" на 2,5 года вперед.
Наименование задания | Единица измерения | Значения показателей | ||||||||||
всего | в том числе по годам | |||||||||||
2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | |||||
1. Увеличение общего пассажиропотока | колличество обслуживаемых пассажиров | 146,1 | 11,9 | 14,6 | 15,9 | 17,4 | 19 | 20,6 | 22,4 | 24,3 | ||
2. Увеличение пропускной способности аэропортов, а также приведения их качественного уровня в соответствие с международными стандартами | движение воздушных судов, тыс. самолето-вылетов | 3152,78 | 317,52 | 1016,06 | 1819,2 | |||||||
3. Повышение транзитного потенциала Международного аэропорта "Борисполь" | доля общего пассажиропотока, процентов | 25 | 27 | 29 | 31 | 33 | 35 | 37 | 40 | |||
4. Активизация государственно-частного партнерства по содержанию и эксплуатации аэропортов | количество реализованных проектов | 17 | 1 | 3 | 3 | 4 | 2 | 1 | 2 | 1 | ||
5. Увеличение доли авиационных перевозчиков, работающих по модели "лоу-кост" | доля общего пассажиропотока, процентов | 8 | 10 | 15 | 18 | 21 | 25 | 27 | 30 |
Как будут объединять аэродромы
На украинских аэродромах - около пятидесяти взлетно-посадочных полос. Большинство - в коммунальной собственности, остальные - в государственной.
Как отмечают в Мининфраструктуры, большинство взлетно-посадочных полос ни разу не ремонтировалось. Они в ужасном состоянии, потому что денег на их ремонт никогда не хватает. Из-за их низкого качества некоторые авиакомпании летают в основном только из Киева, Днепропетровска и Одессы.
По словам советника министра инфраструктуры Владимира Шульмейстера, программы, объединяющие аэродромные хозяйства с возможностью перераспределения финансовых потоков между этими взлетно-посадочными полосами, есть в Испании, Турции, Финляндии, Исландии и Греции.
Аэродромы будут в ведении "Украэроруха", поскольку предприятие является монопольным провайдером аэронавигационного обслуживания. К тому же все его объекты являются стратегическими, которые государство не может потерять.
При этом, по словам главы "Украэроруха" Дмитрия Бабейчука, предприятие и сейчас эксплуатирует оборудование, диспетчерские вышки и навигационные системы, которые находятся в аэропортах.
"Система посадки - частично на балансе аэропорта, частично - на балансе "Украэроруха". Частично мы и так вовлечены в деятельность, связанную с обслуживанием движения в районе аэродрома и аэропорта", - заявил он.
Внутри "Украэроруха" планируется создать юридическое лицо, на которое будут идти средства, взымаемые аэропортами с авиакомпаний за взлет-посадку. Средства будут перераспределяться на ремонт приоритетных аэродромов.
При этом в министерстве готовы к тому, что аэропорты, приносящие больший доход, могут быть недовольны тем, что часть заработанных ими средств уйдет на ремонт взлетно-посадочных полос в других городах.
"Такая же идея работает с портами. Там у нас, к примеру, есть порт "Южный", который собирает очень много, но АМПУ определяет приоритетность развития порта - куда вкладывать в первую очередь. 60% остаются в "Южном", остальные средства уходят на развитие других портов", - говорит Шульмейстер.
По словам министра инфраструктуры Андрея Пивоварского, для ремонта всех аэродромов сбираемых средств не хватит, но новое юридическое лицо внутри "Украаэроруха" сможет привлекать кредиты международных организаций.
Кто против
Еще до утверждения программы развития аэропортов на сайте Авиадиспетчерского объединения профсоюзов - АДОП - появилось письмо "О присоединении к "Украэроруху" аэропортов".
В нем указывается, что объединение аэродромов под управлением "Украэроруха" угрожает функционированию аэронавигационной системы Украины.
"Учитывая падение интенсивности движения в воздушном пространстве Украины, уменьшение доходов предприятия, принятые в связи с этим меры экономии, такие действия администрации "Украэроруха" члены профсоюзов АДОП считают не только не понятными, а даже преступными", - говорится в письме.
В АДОП опасаются, что данная практика, которая, по их мнению, не соответствует принципам Евроконтроля, приведет к уничтожению "Украэроруха". Профсоюзы протестуют против попыток "повесить на "Украэрорух" непрофильные активы и залезть в карман предприятия для реализации своих чудо-проектов".
"Мы не дадим уничтожить предприятие в угоду чьим-то бизнес-интересам и готовы пойти на решительные действия", - пишут они в письме.
В свою очередь, ни Пивоварский, ни Шульмейстер, ни Бабейчук не видят причин для опасений, высказанных профсоюзными организациями.
Так, Бабейчук опроверг тезис, что реализация программы может негативно повлиять на авиадиспетчеров. По его словам, об увольнениях, сокращениях зарплат, льгот и социального обеспечения речь не идет.
По словам Пивоварского, появился миф, что в ICAO - Международной организации гражданской авиации - недовольны тем, что "Украэрорух" рассматривает возможность объединения аэропортов.
"У ICAO есть четкие правила по поводу формирования затратных баз для аэропортов, рекомендации, что учитывать в аэронавигационных и аэропортовых сборах. Если следовать документам ICAO, то там указан порядок сборов.
В плане наличия или отсутствия юридических лиц в мире есть все модели. Главное - чтобы не было кросс-субсидирования", - говорит Бабейчук.
Сейчас в министерстве думают, как сделать процесс реализации программы максимально прозрачным и публичным, чтобы он не вызывал недопонимания.
В любом случае программа заработает еще нескоро. Пока министерство заканчивает анализ данных и определяется с предприятием, на базе которого будет реализовываться проект. Затем предстоит написать план действий.
В рамках рабочей группы программы будет определена очередность передачи аэродромов в "Украэрорух", после чего начнутся сама передача и инвентаризация. По оптимистическим прогнозам, программу запустят через полгода.