Українська правда

"Сили зла хочуть відмотати все назад". Найважливіше від Абромавичуса

Я не хочу їздити в Давос, зустрічатися з інвесторами і розповідати їм про наші успіхи, в той час як за моєю спиною вирішуються питання в інтересах окремих людей. Ці окремі люди мають імена, і одне з них - Ігор Кононенко. (Рос.)

Глава Министерства экономического развития и торговли Айварас Абромавичус уходит.

Такое неожиданное заявление он сделал на пресс-конференции, которая, судя по анонсу, должна была быть посвящена вопросу приватизации.

Абромавичус уходит по той же причине, что и его предшественник, - кадровой.

Впрочем, по словам министра, попытка Администрации президента навязать ему своего человека на пост заместителя была лишь катализатором, а причин для ухода у него больше.

Еще никто из уходящих министров не был столь откровенным.

Во-первых, Абромавичус не постеснялся назвать Игоря Кононенко в числе людей, которые проявляли интерес к госпредприятиям и блокировали их роботу.

Во-вторых, он приоткрыл завесу над процессами назначения отдельных чиновников по телефонному звонку из АП.

В-третьих, он заявил на весь мир, что окружение руководства страны, не стесняясь, ведет борьбу за установление контроля над "потоками".

В этом свете будет сложно убедить международных стейкхолдеров в обратном.

Скоро станет известно, что думает по этому поводу мировое сообщество, и станет ли эта отставка "холодным душем" для президента и премьер-министра.

Пока же ЭП приводит самые интересные тезисы, прозвучавшие на пресс-конференции Абромавичуса.

Об обещаниях руководства страны

Когда я принимал решение прийти в правительство, руководство страны заверило меня в том, что создается технократическое правительство, что министры смогут формировать свою команду самостоятельно и будут получать абсолютную политическую поддержку реформ.

В результате, в Минэкономики пришли работать люди западного образца - молодые, с зарубежным образованием, прогрессивным мышлением, с принципами и ценностями, с искренним желанием менять систему.

О "марионетках" и Кононенко

Мы научились справляться с сопротивлением старой системы, но оказалось, что некоторые из новых "доброжелателей" хуже старых.

У меня и моей команды нет желания быть ширмой для откровенного коррупции или подконтрольными марионетками для тех, кто хочет в стиле старой власти установить контроль над государственными деньгами.

Я не хочу ездить в Давос, встречаться с иностранными инвесторами и партнерами и рассказывать им о наших успехах, в то время как за моей спиной решаются какие-то вопросы в интересах отдельных людей.

Эти отдельные люди имеют имена, и одно имя я все-таки хочу назвать. Это Игорь Кононенко. Как представитель политической силы, которая выдвинула меня на пост министра, в последнее время он сделал очень много для того, чтобы заблокировать мою работу и работу моей команды.

Сначала подконтрольные Кононенко депутаты от БПП разработали постановление о моей отставке и подали его через фракцию "Возрождение" в Верховную Раду. Через несколько месяцев оно собрало аж 18 голосов.

В течение года Кононенко активно лоббировал своих людей на должность гендиректора компании "Укртрансамиак". Он также был заинтересован в "Укртрансамиаке", где вместо того, чтобы снять с должности "регионала" Валерия Бондыка, завел своих людей, которые вместе с ним руководили компанией.

Депутат от БПП, непосредственно подконтрольный Кононенко, давил на назначение в "Госвнешинформе", предприятиях порошковой металлургии, Национальном агентстве по аккредитации Украины.

Кульминацией этого кадрового произвола и стремлением полностью подчинить себе потоки стало желание иметь "собственного" заместителя министра в Минэкономики, который отвечал бы за "Нафтогаз" и другие предприятия.

Кандидат просто принес полный пакет документов для назначения и заявил: "Я хочу стать вашим замом. Я в команде Кононенко, и моя кандидатура уже согласована наверху".

После этого мне поступил звонок с АП с настойчивой рекомендацией взять этого человека, а также еще одного - на должность заместителя по обороне. На это я ответил: "Я частью этого "дерибана" не буду", - и попросил, чтобы меня уволили.

В конце концов, Кононенко заявил, что желает заслушать мой отчет на фракции и рассмотреть вопрос о моей отставке. Я решил, что облегчу задачу Кононенко и его команде и подаю заявление об отставке.

О тормозе приватизации

От одного человека мало что зависит. Процесс приватизации должен начаться как можно быстрее. Слава Богу, Верховная Рада с 16 раза приняла законопроект №2319Д, который позволяет начать прозрачную приватизацию.

Надо еще второе чтение пройти и можно начинать с Одесского припортового завода - ОПЗ. Нам в этом помогут советники швейцарского инвестиционного банка UBS. Надо продать по прозрачной процедуре этот объект и заручиться поддержкой общества и международных партнеров.

К сожаленью, несмотря на все наши попытки что-то изменить в ситуации с государственными предприятиями, некоторые "товарищи" продолжают и будут продолжать желать получить "потоки" от этих предприятий.

О зарплатах и автономии

Государства не могут себе позволить нанимать глупых людей. За профессионалов госструктуры должны бороться с частным сектором. Что нужно предложить людям, чтобы им было комфортно работать?

Первое - автономия принятия решений. Второе - то чувство, когда люди являются частью чего-то важного. С этим у нас проблем нет после Майдана, после гибели тысячи людей на фронте. Все понимают, за что они борются, что они отстаивают. Третье - справедливое вознаграждение.

К сожаленью, о справедливом вознаграждении в данных условия говорить не приходится. Это очень грустно, так как нам обещали в течение шести месяцев прозрачный фонд дополнительной зарплаты. Этого не произошло.

Что касается автономии принятия решений: недостаточно делегируется власть тем, кто готов двигать реформы. Напротив, они чувствуют только сопротивление. Когда государство будет готово все это предложить тем людям, которые приходят делать реформы, тогда мы получим самый короткий путь к успеху.

О Ложкине

С президентом и премьером я не согласовывал свою отставку. Это не эмоциональное решение, я сказал об этом главе Администрации президента Борису Ложкину. Я его попросил освободить меня от должности после разговора о так называемых кандидатах на должность моего заместителя.

Все те проблемы - "Электротяжмаш", "Укртрансамиак", Горная химическая корпорация - ОГХК, отсутствие рычагов для смены главы Службы интеллектуальной собственности, нежелание назначить руководителя Госстата уже несколько месяцев - это все скапливается.

Попросил раз - никакой помощи. Сам должен созывать силовиков, чтобы разбираться с "Электротяжмашем". Где еще в мире министр экономики сам созывает "силовиков", чтобы выдворить "товарищей", которые на маленьком контракте - 2% от оборота компании - украли ¾ годовой прибыли?

Должной поддержки я не получил.

О кандидатах на должность министров

Как шутят в интернете, даже маленькие дети в африканских селах сильно удивились, увидев список кандидатов на посты министров. Думаю, они еще будут меняться, будут предлагаться и другие люди.

Я понимал, что рано или поздно мне придется уйти. В среднем министр экономического развития и торговли Украины на своей должности находился 11,6 месяца. Мы уже 14 месяцев находимся в МЭРТ…

У нас в стране много достойных людей, которые могут возглавить любое министерство, занять любую высокую должность и воплотить в жизнь те реформы, которые от нас ждет общество.

О привлекательности должности главы МЭРТ

Важность министра экономики возросла в конце 2015 года. В процессе реформы "Нафтогаза" по предложению ЕБРР было решено передать НАК из Минэнерго в Минэкономики. После этого привлекательность этой должности резко выросла.

Также из-за политического давления на уровне линейных министерств в конкурсах на руководящие должности ТОП-60 компаний было много неправильных вещей. В конце 2015 года было решено все конкурсы отдать Министерству экономики.

Поэтому я не удивлен, что в последние несколько недель давление на министра усилилось и вылилось в то, что мы обсуждаем сегодня.

Айварас Абромавичус: Ми тут зібралися не для того, щоб тупцювати на одному місці черепашачими ніжками

Кононенко Мінекономіки Абромавичус