Чи є за що хвалити другий Кабмін Яценюка
Во вторник Арсений Яценюк с министрами отчитается перед Радой.
Главный вопрос - как парламент воспримет отчет, и что после этого будет с правительством. Вариантов два: Верховная Рада признает отчет удовлетворительным или нет.
В первом случае правительство сможет продолжить работу. На заседании 10 февраля Кабмин утвердил программу действий правительства на 2016 год. По словам премьера, в ее основе - "379 очень конкретных предметных решений, которые должен принять Кабмин вместе с парламентом".
Во втором случае парламент вправе принять резолюцию о недоверии Кабинету министров. Это чревато распадом коалиции и перевыборами.
"У премьера два пути: или договориться с фракциями, которые поддержат новую программу действий правительства, или осознать, что кроме парламентского кризиса существует кризис доверия общества к премьеру Яценюку", - обозначил возможные варианты развития событий глава фракции БПП Юрий Луценко.
Во многом все будет зависеть от того, как пройдет встреча премьера с фракцией "БПП", которая должна состояться накануне.
Несмотря на то, что судьба премьера и министров больше все-таки зависит от политических "договорняков", чем от реальных результатов работы Кабмина, "Экономическая правда" обращает внимание на то, чего добилось правительство за это время, и были ли, собственно, реформы.
УРЯД "ДРУГОГО ПРИШЕСТЯ". ЩО ВОНИ ЗРОБИЛИ У 2015 РОЦІ
Реформы затерялись в бумажках
С реформами пока сложно. Правительство верно традициям: сначала заявляет о готовности к изменениям, а потом объясняет, почему не может этого сделать.
На словах реформы идут по шести документам: меморандуму с МВФ, соглашению об ассоциации с ЕС, коалиционному соглашению, "Стратегии-2020", программе действий правительства и плану законодательного обеспечения реформ.
На днях глава Минфина Наталья Яресько анонсировала появление нового акта: правительство работает над дорожной картой реформ, о которой договорились президентом Петром Порошенко и главой МВФ Кристиной Лагард.
Большинство реформ - здравоохранение, образование, финансовый сектор - "зависло" на бумажном этапе. В лучшем случае законопроекты внесены в парламент, но их не рассматривают депутаты. В худшем - необходимые акты "зависли" в правительстве, как реформа управления госсобственностью.
Как следует из отчета Национального совета реформ, ощущение украинцами реформ низкое. Самой заметной украинцы считают реформу в сфере обороны. При этом население не видит изменений в судебной системе и здравоохранении.
В отчете множество спорных достижений. Так, Минэнергоугля гордится диверсификацией поставок и снижением зависимости от российского газа.
"Да, выросли поставки газа из Европы и уменьшились с РФ. Однако это случилось не за счет усилий профильного министерства, а по объективным причинам - на фоне тотального сокращения потребления газа в стране", - говорится в выводах Центра исследований энергетики.
Диверсификация поставок угля - тоже не совсем победа. Закупки антрацита из России уменьшились с 2 млн тонн в 2014 году до 628 тыс тонн в 2015 году. Поставки из ЮАР выросли с 376 тыс тон до 897 тыс тонн.
"Поставки угля из РФ упали не потому, что министерство нашло новые и дешевые источники, а потому, что Россия уменьшила экспорт", - утверждают эксперты.
Получилось | Не получилось |
- Создать реестр госслужащих, к которым применен закон "Об очищении власти". По состоянию на конец года в него внесены сведения о 843 лицах. Минюст провел люстрацию в ГФС и подал обращение в ВСЮ относительно 59 судей в отношении которых зафиксированы нарушения требований закона; - Утвердить персональный состав Нацсовета по вопросам антикоррупционной политики во главе с Мустафой Джемилевым; - Артем Сытнык воглавил НАБУ; - Рада приняла поправки о САП. Позже было назначено ее руководство. - Принять законодательство о Государственном бюро расследований и госагентстве по противодействию коррупции; - Начал свою работу институт бизнес-омбудсмена. |
- Создание САП произошло с задержкой. Это привело к тому, что АБ с запозданием начало проводить антикоррупционные расследования; - Предусмотреть в госбюджете-2016 достаточно средств на антикоррупционные органы; - Внести в парламент законопроекты о порядке проверок на добросовестность госслужащих; - Определить орган, который будет заниматься надзором в сфере доступа к информации; - Законопроекты о создании спецагентства по розыску украденных активов претерпели большие изменения между первым и вторым чтениями и подверглись жесткой критике со стороны отечественных и европейских экспертов. |
Получилось | Не получилось |
- Запущена ситсема электронных госзакупок ProZorro. По состоянию на конец года в системе работает свыше 2200 госпредприятий, оглашено 35000 тендеров на сумму свыше 6 млрд грн. Экономия 12-18%; - Повышены пороги закупок, которые позволяют проводить свыше 70% тендеров в электронном виде; - Назначен новый руководитель "Внешторгиздав". |
Ратифицировать соглашение ВТО о госзакупках; - Интегрировать систему электронных закупок по открытым реестрам; - Получить сертификат безопасности для ProZorro. |
Получилось | Не получилось |
- Создать 159 территориальных общин, которые объединили 794 сельских и поселковых совета; - Внесены изменения в Налоговый и Бюджетный Кодексы. Рост доходов местных бюджетов на 42,5% - 80 млрд. грн против 56,2 млрд грн в 2014г. -21 область утвердили стратегии развития; 15 областей приняли планы их реализации; - Законотворческая работа: В целом приняты закон "Оместных выборах", поправки в законы о госрегистрации имущственных прав на недвижимость и о госрегистрации юр-и физлиц. В первом чтении принят закон "О госслужбе в органах местного самоуправления", "О муниципальной милиции". |
- Принять базовые законы: "О местном самоуправлении" (новая редакция), "О префектах", "О принципах и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Украины"; - Дальнейшая реализация реформы зависит от внесения изменений в Конституцию. |
Получилось | Не получилось |
- Принятие закона "О национальной полиции" и старт ее работы в десяти городах Украины; - Национальная полиция начала процесс переатестации персонала Киева и Киевской области. По состоянию на декабрь атестацию прошли 4200 сотрудников, из которых 13% уволены из-за несоотвествия занимаемым должностям; - Приняты поправки о фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения; - В Киеве, Харькове, Львове и Одессе стартовал набор и подготовка корпуса оперативно-неожиданного действия - спецразделения оперативного реагирования Национальной полиции. |
- Принять в целом законопроект "О сервисных услугах и сервисных центрах МВД Украины"; - Обновить кадры в региональных прокуратурах и ГПУ. |
Получилось | Не получилось |
- Упразднить обязательные сертификаты по 16 видам продукции, в том числе технические средства реабилитации, моющие средства, топливо, детское питания и пр.; - Присоединиться к Женевскому соглашению ООН относительно автотранспорта 1958г.; - Создать Офис эфективного регулирования (BRDO); - Сократить количество видов деятельности подлежащих лицензированию с 56 до 30; - Упростить разрешительные процедуры в недропользовании; - Упразднить карантинный сертификат, которых обходился бизнесу в 2 млрд грн.; - Приняьт закон "Об электронной комерции"; - Реанимировать работу Национального органа стандартизации и разблокировать работу по принятию гармонизированных стандартов. Принять за год 4833 национальных стандарта; - Упразднить обязательность ветеринарного сертификата. |
- Существует задержка с рассмотрением законопроектов в парламенте - на рассмотрении Рады находится свыше 20 законопроектов, которые не удалось принять; - Сложный и забюрократизированный процесс согласования нормативно-правовых актов; - Разработка и утвердждение лицензионных условий по видам деятельности, которые подлежат лицензированию, проходит с большим отставанием от плана; - Ввести ограничения или отменить ценовое регулирование продуктов питания; - Продлить действие моратория на проверки бизнеса контролирующими органами. |
Получилось | Не получилось |
- В марте приняты законы, позволяющие закупать лекартства через международные организации; - Правительство и ВБ подписали соглашение о займе в размере 214 млн долларов на проект "Улучшение здравоохранения на службе у людей"; - Украина присоединилась к Глобальной инициативе по безопасности и охране здоровья. |
- Ключевые для реформы законопроекты (2309а, 2310а, 2311а) не приняты; - Не произошладерегуляция фармацевтического рынка; - Нет компромисса между реформами здравоохранения и децентрализации; - Проект с ВБ практически приостановлен из-за организационных сложностей; - На практике не происходит реформа министерства здравоохранения. |
Получилось | Не получилось |
- Провести 16 индустриальных платформ и запустить Национальный диалог с обсуждением реформы в Харькове, Львове и Днепропетровске; - Подготовить законопроект о налоговой реформе и внести его в парламент; - Численность сотрудников ГФС сокращена на 30%, количество территориальных подразделений ГФС сокращено с 318 до 169. - МВФ и МИнфин согласовали реформу ГФС; разработана концепция реформирования Офиса крупных налогоплательщиков; - Запуск электронной системы администрирования НДС; - В ГФС запущены электронные сервисы для плательщиков НДС, подачи отчетности, оценке налоговых рисков и т.д. - В рамках налоговой реформы отменить авансовые платежи по налогу на прибыль и снизить ставку ЕСВ до 22%. |
- Принять новый проект НК в редакции Минфина; - Внедрить электронные сервисы ГФС - электронные акцизные марки, электронный кабинет плательщика; - Усовершенствовать процедуры административного обжалования; - Внедрить обязательное одноразовое декларирование физлицами своих активов и непрямые методы контроля. |
Получилось | Не получилось |
- Принять стратегия реформирования госслужбы и службы в органах местного самоуправления; - Начать работу над созданием реестра вакансий в госорганах; - В рамках индексации с 1 декабря 2015г. повысить оклады должностных лиц; - Зарегистрировать в Раде поправки в законы относительно организации деятельности Кабмина и исполнительных органов власти. |
- Оптимизировать процедуры работы правительства, а именноу простить регламент и принять изменения в законы о КМУ; - Существенно сократить будлирующие полномочия между ЦОИВ; - Внедрить механизмы финансирования министерств и других ЦОИВ в соответствии с возложенными на них функциями; - Разработать и принять закон об административной процедуре, призванный урегулировать отношения органов власти с гражданми и повысить эффективность процедуры обжалования. |
Получилось | Не получилось |
- Увеличить объем ЗВР до 13,3 млрд долл. - Очищение банковоского сектора - с рынка выведено 33 банка в 2015 г., и 32 в 2014г. - Увеличены требования к капиталу банков до 500 млн. грн.; - Приняты нормативные акты для уменьшения инсайдерского кредитования согласно требованиям МВФ; - Внедрен новый порядок определения признаков фктивности эмитентов ценных бумаг; - с 1 декабря 2015г. банки перешли на международные стандарты бухучета; - Стартовала реформа НБУ, ревизия его функций; - Разработан пакет законопроектов о реструктуризации валютных кредитов, законопроект относительно корпоративных договоров. |
В Раде зарегистрировано 22 законопроекта в рамках реформы финансового сектора, часть которых были поданы еще весной прошлого года. Парламент медлит с их рассмотрением. |
Получилось | Не получилось |
- Разработаны проекты законов "Об образовании", "О профессиональном образовании", "О науке и научно- технической деятельности"; - Подписано и ратифицировано Соглашения с ЕС "Горизонт 2020", которая открывает украинским ВУЗам доступ к финансированию научных проектов и разработок. Бюджет "Горизонт 2020" - 80 млрд евро); - Внесены изменения в НК в части освобождения частных детсадов и школ от уплаты земельного налога; - Раширено академическую автономию университетов - они могут самостоятельно формировать образовательные программы. |
- Медленная имплементация закона "О высшем образовании" - принято 20 из 40 необходимых нормативно правовых актов; - Задержка с принятием закона "Об образовании" связана с различными интересами стейкхолдеров. |
Получилось | Не получилось |
- Принят закон "О рынке природного газа", разработан законопроект "О рынке электрической энергии"; - Сокращение импорта российского газа. Снижение цены на газ с 337,1 долларов за тыс куб м до 227,4 долларов за тыс куб м.; -Ввести в эксплуатацию линию электропередач "Ровенская АЭС - подстанция Киевская"; - Снизить рентные ставки на добычу газа; - Повысить коммунальные тарифы на газ и электроэнергию для всех категорий потребителей. |
- Создать стимулы для наращивания отечественной добычи углеродов и привлечения инвестиций в энергетический сектор; - Принять закон "О Нацкомисии, которая осуществляет госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг" и "О рынке электроэнергии"; - Запустить биржевую торговлю углем; - Оптимизировать процедуру ликвидации шахт; - Создать Фонд энергоэффективности. |
Получилось | Не получилось |
- Обновновить процедуру назначения руководителей ГП; сменить руководителей в 98 предприятиях - утвердить 10 ГП, которые подлежат корпоратизации; - Утвердить список 345 ГП, которые могли быть приватизированы в 2015г.; - Разработать концепцию Национальной холдинговой компании; - провести аудит 20 ГП; - принять решение о разработке планов реструктуризации для 13 ГП с наибольшими фискальными рисками. |
- Присланные планы по реструктуризации ГП низкого качества; - Утвердить новые редакции подлежащих/не подлежащих приватизации объектов; - Начать приватизацию крупных стратегических объектов (ОПЗ, облэнерго). |
Получилось | Не получилось |
- Реализовать пилотный проект в Полтавской области о привлечении капитала для фермеров через аграрный расписки. Эксперимент распространен на Черкасскую, Винницкую и Харьковскую области; - Сохранен спецрежим налогообложение НДС для аграриев; - Принять ряд законов о запрете приватизации земли, которая находится подобъектами инженерной инфраструктуры, об сокращении процедуры выдачи фитосанитарного сертификата, о упразднении предельного размера арендной платы. - Мораторий на продажу с/х земель продлен до 2017 г.; - Отменить лицензию на вылов рыбы пределах Украины; упрощено регулирование племенного дела в животноводчестве. |
- Приватизировать 86 аграрных ГП; в управление ФГИУ удалось передать только 11 ГП; - Принять законопроект №1159 о передаче в коммунальную собственность земель с/х назначения госсобственности. |
Получилось | Не получилось |
- Разработана и утверждена Стратегия реформирования судопроизводства на 2015-2020г.г., а также план ее реализации; - Принят закон "Об обеспечении права на справедливый суд"; -Провести отбор на конкурсное назначение членов ВСЮ и ВККС; - Принять в первом чтении законопроекты относительно реформирования системы исполнения судебных решений; - Внести в парламент законопроект о системе автоматического ареста средств в гражданском и хозяйственном судопроизводстве. |
- План действий по имплементации Стратегии реформирования судопроизводства требует изменений; - ВККС не начала квалификационное оценивание судей. |
Получилось | Не получилось |
- Конституционная комиссия поготовила изменения в Конституцию по направленим децентрализации, правосудия, права человека; - Изменения относительно децентрализации приняты в первом чтении; - Изменения, касающиеся правосудия получили одобрительный отзыв Венецианской комиссии. В декабре Рада включила законопроект в повестку дня 3-ей сессии ВРУ; - Проект изменений относительно прав человека находится на этапе публичного обсуждения. |
Все происходит по плану |
Получилось | Не получилось |
- Обновить пакет документов стратегического планирования (утвердить новую Стратегию нацбезопасности, Программу повышения обороноспособности); - Принять законы "О национальной гвардии", "Оправовом режиме военного положения", "Об электронных комуникациях"; - Активизировать практическое сотрудничество с НАТО и меры по внедрению стандартов Альянса в секторе безопасности и обороны; - Старт реформирования разведки, создания системы стратегических коммуникаций органов сектора безопасности и обороны; - Создать Центр противодействия киберугрозам. |
- Основы территориальной обороны Украины пересматриваются слишком медленно; - Необходимо ускорить реформу ВСУ и институциональная реформа МВД и Генерального штаба ВСУ. |
Получилось | Не получилось |
- Подписать протокол с Казахстаном в рамках его вступления в ВТО. Казахстан снялограничения с ряда отечественных предприятий на поставки молочной продукции; - Возобновить действие Генерализованной системы преференций (GSP); - Ратифицировать соглашения с ВТО об упрощении процедур торговли; - Присоединиться в качестве третьей стороны в процессах торговых споров в 11 делах; - Открыть доступ к рынкам ЕС на преференциальных условиях торговли; - Создать Совет по продвижению экспорта при МЭРТ; - Внедрить программу по доступу иностранных журналистов в зону АТО. |
- Программа по стажировке иностранцев в ЦОИВ выполнена на 50%; - Разработка программы продвижения интересов Украины заграницей и создания бренда страны на 2016-2018г. продвинулась только на 60%. |
Причины для сомнений
Реформаторский имидж Кабмина подпортило заявление главы Минэкономики Айвараса Абромавичуса о своей отставке в связи с коррупцией и давлением со стороны депутата от БПП и бизнеса-партнера президента Игоря Кононенко.
Есть еще один фактор, который заставляет международных партнеров сомневаться в желании украинской власти проводить реформы. По многим вопросам у правительства и парламента разные реформаторские курсы.
"Если коалиция, если работаем вместе, то как это понимать, когда Кабмин подает один документ, а парламент "влазит" с альтернативным и зачастую - полностью противоположным?" - спрашивает собеседник ЭП из правительства.
Последним ярким примером такой несогласованности была налоговая реформа от двух авторских коллективов одной политической силы - Минфина и депутатов.
Проблема, похоже, не исчерпана. Депутаты во главе с председателем парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Ниной Южаниной зарегистрировали законопроект о самостоятельной таможне, что полностью противоречит видению Минфина.
Недавно Южанина посетила Вашингтон, где встретилась с главой миссии МВФ в Украине Роном ван Руденом и заместителем руководителя Европейского департамента МВФ Таносом Арванитисом, а также приняла участие в совместных с президентом США Бараком Обамой мероприятиях.
Собеседники "ЭП" допускают, что готовится почва для продвижения новой модели налоговой реформы. "Это может быть как законопроект №3357 в новой редакции, так новый документ, наработанный вместе с правительством", - рассказывает Южанина. В планах у депутатов выписать законопроект к концу апреля и проголосовать к 1 июля.
Фактор МВФ
Давление со стороны МВФ и международных кредиторов на Украину также усилилось.
На прошлой неделе директор-распорядитель фонда Кристин Лагард обеспокоилась "медленным прогрессом Украины в улучшении госуправления, борьбе с коррупцией и уменьшении влияния корыстных интересов на политику".
По ее словам, в этих условиях сложно представить, что поддерживаемая МВФ программа продолжится и будет успешной.
В Минфине попыталась сгладить ситуацию. "Транши не дают без реформ", - заявила Яресько.
Правда, к концу недели риторика основного кредитора Украины вернулась в миролюбивое русло.
"Мы продолжаем сотрудничество с властью относительно политики, которая необходима для усиления экономики страны и которая откроет путь для завершения второго пересмотра", - заявил официальный представитель Международного валютного фонда Джерри Райс.
CША в стороне также не остались. У президента Петра Порошенко состоялся телефонный разговор с вице-президентом США Джозефом Байденом.
"Собеседники подчеркнули важность скорейшего принятия парламентом антикоррупционных законов, которые будут способствовать продолжению реформ, развитию сотрудничества с МВФ и введению безвизового режима", - говорится в сообщении Администрации президента.
Все эти заявления - словесная эквилибристика с яркой политической окраской в преддверии отчета правительства, который запланирован на 16 февраля.
А транш?
"Меморандум с МВФ был одним из документов, по которому реформы выполнялись лучше всего. Разговоры о том, что транша может не быть, - нехороший сигнал", - говорит источник ЭП в Администрации президента.
Уже не одну неделю в Минфине твердят: меморандум с МВФ почти готов, в него вносятся технические правки. Источники ЭП подтверждают готовность документа, только дело вообще не в нем. Загвоздка в людях, которые должны его подписать.
Как известно, это глава Нацбанка, министр финансов, президент и премьер. Последние двое должны определиться по части состава и формата работы правительства и парламента. До тех пор денег не будет. Однако с точки зрения обслуживания долга Киев не сильно нуждается в средствах МВФ.
"Благодаря реструктуризации госдолга пиковые нагрузки в 2016 году удалось срезать. Критической даты получения транша нет. На счетах у государства - около 2 млрд долл валютных остатков. Ближайший крупный платеж ожидается в марте, будем гасить купон в размере 485 млн долл", - говорит собеседник из Минфина.
Следующий крупный платеж, 490 млн долл, запланирован на сентябрь, отмечает финансовый аналитик агентства "Эксперт-рейтинг" Виталий Шапран. Речь о том, чтобы пополнить ЗВР на 1,7 млрд долл, а потом платить по ним проценты.
Важность продолжения сотрудничества с МВФ в другом. "Транш позволит получить гарантии от правительства США на 1 млрд долл и доступ к деньгам Мирового банка, ЕБРР и других МФО", - говорит Шапран.
Кроме того, транш станет "успокоительной пилюлей" для внешних и внутренних инвесторов, сигналом, что реформы в стране идут по плану.
***
Так, с помощью публичных и не очень посланий международные партнеры пытаются сохранить политическую стабильность в Украине и дать понять, что пора бы, наконец, взяться за реформы и начать бороться с коррупцией.
Но возможно ли это с таким составом правительства и с периодическими скандалами, возникающими вокруг "кошельков" Петра Порошенка?