Хто заплатить за податкову реформу

П'ятниця, 6 листопада 2015, 13:31 -
Будь-який варіант податкової реформи суперечить реформі місцевого самоврядування, оскільки передбачає зменшення доходів місцевих органів влади. Тільки за прибутковим податком надходження впадуть на 40%. (Рос.)

Минфин наделал шороху в правительстве.

Неделя в Кабмине прошла под знаком консультаций между министерствами об оптимизации расходов бюджета в рамках налоговой реформы.

По информации источников ЭП, во вторник состоялся первый раунд переговоров.

На нем Минфин презентовал министрам проект Налогового кодекса и в срочном порядке поручил предоставить свои предложения о том, как сокращать расходы.

"Во вторник нам представили проект НК. Не более того. Причем представили на уровне заместителей министра", - отметил в разговоре с ЭП один из министров.

Cам проект кодекса окутан тайной. Говорят, Минфин раздал его министрам, отпечатав с водяными знаками на каждой странице. Это нужно для того, чтобы увесистый том новой редакции НК не попал в руки общественности и СМИ.

В среду, по информации источника ЭП, состоялось еще одно заседание правительства, в том числе по вопросам сбалансирования бюджета. После оно плавно переместилось в Администрацию президента.

Как уже писала ЭП, и в министерстве, и в профильном парламентском комитете говорят, что налоговая реформа упирается в решение президента.

"Все хорошо. Все еще ищем 60 млрд грн. Хотя почему до сих пор 60 - непонятно. "Уши" торчат во многих изменениях! Например, уголь не будет облагаться НДС. Есть разрывы", - констатировал ЭП собеседник из правительства.

Как оптимизировать расходы

Чтобы оптимизировать расходы, нужно провести реформы. Другой вариант - предложить министерствам выполнить такую норму Бюджетного кодекса.

Она предполагает отмену множества действующих нормативных актов и автоматическую ревизию расходов по нужным направлениям. Впрочем, нужного эффекта может и не получиться.

"Это копейки. Есть жесткая позиция премьера и президента относительно невозможности сокращения социальных выплат. По мелочам можно что-то наскрести, но ни о каких 30, 60 или 200 млрд грн речь не идет", - прокомментировал ЭП этот сценарий источник в Минсоцполитики.

Эта норма в большей мере применима к медицине и образованию, где есть разветвленная сеть учреждений. В отличие от этих двух сфер у Минсоцполитики отраслевых нормативов меньше и они более-менее регулярно пересматриваются.

Ранее министр соцполитики Павло Розенко отметил, что возможностей для сокращения социальных расходов нет. На урезание выплат правительство вряд ли пойдет. Тем не менее, основной ресурс кроется не в сокращении расходов, а в монетизации льгот, на чем давно настаивают МВФ и Мировой банк.

По данным источника ЭП, во вторник Минфин предложил изыскать необходимые 60 млрд грн в такой пропорции: 50% - социальная сфера, 25% - образование, 20% - здравоохранение, 5% - остальное. Пока ищут.

МВФ усматривает большее

В этом процессе выяснилась одна интересность. До сих пор озвучивались две оценки дефицита бюджета. Речь идет о 60 млрд грн в случае принятия реформы Минфина и о свыше 200 млрд грн - в случае принятия варианта депутатов.

Как выяснилось, есть еще одна цифра. В сентябре Минфин обнародовал проект бюджета, рассчитанный на действующей законодательной базе. Основные его параметры выглядят так.

 Нажмите для увеличения

В распоряжении ЭП оказались расчеты МВФ о влиянии реформ на бюджет. По его оценкам, для сбалансирования обнародованного проекта нужно 20 млрд грн.

По расчетам Минфина, которые оказались в распоряжении издания, параметры сводного бюджета следующие: доходы - 897 млрд грн, расходы - 967 млрд грн. Дефицит по методологии МВФ - 71 млрд грн. МВФ называет другие параметры: доходы - 877 млрд грн, расходы - 980 млрд грн, дефицит - 103 млрд грн.

Нажмите для увеличения

Не исключено, что МВФ рассмотрит все налоговые реформы, выберет меньшую из зол и согласует бюджетное будущее Украины на 2016 год на базе действующего законодательства. Кроме того, принятие налоговой реформы чревато финансовыми проблемами для местных органов самоуправления.

Децентрализация в зоне риска

С апреля 2014 года в стране стартовала реформа местного самоуправления. Проведен ее первый этап - бюджетная децентрализация, изменены Бюджетный и Налоговый кодексы, часть финансирования и полномочий переданы на места.

"Любой предлагаемый вариант налоговой реформы идет в разрез с реформой местного самоуправления, поскольку предполагает уменьшение доходов органов местного самоуправления и их влияния на стимулирование местного экономического развития", - отмечает первый заместитель исполнительного директора Ассоциации городов Украины Александр Слобожан.

По подсчетам АГУ, только по НДФЛ поступления уменьшатся в среднем на 40%. Этот налог занимает первое место среди источников доходов местных бюджетов. В Виннице потери составят 277,9 млн грн или 61,8% от ожидаемых поступлений.

Сейчас от 25% до 55% поступлений от НДФЛ в местные бюджеты приходится на средства от бюджетников. Минфин предлагает установить налоговую льготу на размер минимальной зарплаты.

"Бюджетники работают на минимальной зарплате и в случае вступления предложенной Минфином модели будут платить ноль НДФЛ. К чему это приведет? В Хмельницком 26% плательщиков получат нулевую ставку НДФЛ. В целом поступления местных бюджетов сократятся на 28,4%", - говорит эксперт.

По модели депутатов, добавляет он, потери увеличиваются в два раза.

Второй момент касается единого налога. И Минфин, и парламентский комитет реформируют "упрощенку". После внедрения какой-либо модели многие предприятия перейдут на общие правила налогообложения.

Поскольку единый налог платится в местные бюджеты, по нему тоже будут недопоступления. К примеру, в Черкассах, по подсчетам АГУ, потери единого налога составят 50% или более 40 млн грн. В целом потери единого налога по всем местным бюджетам могут достигнуть 3,7 млрд грн.

Ни один из проектов налоговой реформы не предполагает компенсаторов для местных бюджетов по всем этим недопоступлениям.

По словам Слобожана, со сложностями могут столкнуться 159 объединенных территориальных общин, созданных 25 октября 2015 года. Они объединяют 800 сельских, поселковых и городских советов. Это 7% от общего количества органов местного самоуправления.

"Сейчас эти общины могут рассчитывать на Фонд регионального развития и спецсубвенции из госбюджета на развитие транспортной и социальной инфраструктуры. Дефицит 60 млрд грн или 228 млрд грн предполагает ликвидацию и фонда, и любых спецсубвенций", - отмечает Слобожан.

Капитальные расходы - первое, что идет под нож в случае сокращения дефицита.

Есть еще один момент. Бюджет и налоговая реформа - документы традиционно спорные, на их принятие нужно время. Успеют ли они пройти все этапы рассмотрения к Новому году? Есть риск, что нет.

По закону, если бюджет не принимается в текущем году, местные советы живут по временной росписи. Это предполагает, что их расходы не могут превысить 1/12 объема расходов за предыдущий бюджетный период.

Упомянутые общины не смогут жить по росписи - у них нет предыдущего бюджетного периода. Им не с чем сравнивать, поскольку они только создались.