Бюджет 2016. Уряд чекає ефекту від боргової операції
Факторы влияния на госбюджет-2016 меняются.
До недавних пор в Кабмине уверяли, что основные параметры сметы определит новое налоговое законодательство. Однако все больше чиновников склоняются к тому, что "радикальная" налоговая реформа закончится точечными правками в Налоговый Кодекс.
Сейчас же ключевым фактором влияния на бюджет-2016 в правительстве называют реструктуризацию госдолга. В случае успеха мероприятия расходы госбюджета на будущий год могут существенно сократиться.
Как известно, на прошлой неделе парламент принял законы, необходимые для завершения долговой операции. Теперь осталось, чтобы все кредиторы договорились между собой и приняли условия.
Все самое страшное уже произошло
В среду, 22 сентября, правительство приняло решение о техническом дефолте и воспользовалось своим правом моратория на платежи по долгам.
Временная приостановка платежей распространяется на 9 из 14 серий бондов государства, а также на облигации ГП "Фининпро", созданного под "Евро-2012" для привлечения средств под госгарантии.
Кабмин также утвердил основные условия размещения новых облигаций - одобрил процесс обмена старых бумаг на новые.
Все это нужно для юридического завершения процесса реструктуризации. Закончить его планируется к 1 декабря этого года.
Как стало известно ЭП, во вторник началась рассылка кредиторам документов об условиях операции. В Минфине спокойны.
"Операция дает кредиторам юридическую возможность потребовать от Украины возврата долгов через суд в досрочном порядке, но со стороны рынка это будет рассматриваться как безумие. Да и условия выписаны таким образом, что судебные разбирательства займут месяцы", – говорит собеседник ЭП в Кабмине.
По процедуре, после ознакомления с документами кредиторы должны одобрить условия. Возможны две встречи, на которых это может произойти.
На первой встрече должны проголосовать 75% держателей, в руках которых находится 66+1% суммы долга. Она запланирована на 13 октября.
Если кворума не будет, состоится вторая встреча, менее выгодная для бондхолдеров. В этом случае для одобрения сделки достаточно, чтобы 75% держателей, которые владеют 33+1% суммы долга, поддержали условия.
"Если кто-то не одобрит условия реструктуризации, лучшего соглашения они точно не получат", – уверяет собеседник.
Впрочем, не все так гладко и есть некоторые гипотетические риски.
Во-первых, не все кредиторы понимают, что согласованные условия реструктуризации — это единственно возможный путь решения проблемы. В подвешенном состоянии сей час, как известно, ситуация с российскми бондами на сумму 3 млрд долларов.
"Позиция России в том, чтобы Украина полностью погасила долг, позиция Украины – не делать этого. Посредине – предложение о реструктуризации", – отмечает собеседник ЭП из правительства.
В правительстве готовятся и к сценарию судебных разбирательств с Москвой.
Во-вторых, решение о временной приостановке платежей может привести к дальнейшему снижению агентствами суверенного рейтинга Украины.
"Однако сразу же после завершения процесса реструктуризации, мы ожидаем повышения суверенного рейтинга, как это произошло во время и после юридического оформления сделки по перепрофилированию еврооблигаций "Укрэксимбанка" и "Ощадбанка", – говорится в сообщении Минфина.
Отдельный вопрос – это бонды Киева и гарантированные кредиты. Тут переговоры пока продолжаются. По предварительным данным, по столичным бондам haircut может составить 20%.
"6 ноября нам нужно заплатить 250 млн долларов по киевским бумагам. Тут усложняют вопрос будущие местные выборы – можем успеть реструктуризировать бонды, а можем и не успеть", – отмечает собеседник ЭП.
В последнем случае повторится нынешний сценарий – оглашение технического дефолта города с последующим завершением реструктуризации его долгов.
В целом, за счёт реструктуризации госдолга в Кабмине рассчитывают сэкономить 500 млн долларов в этом году - за счет процентов. Общая сумма экономии за четыре года – 11,6 млрд долларов.
Будут ли эти средства вложены в развитие экономики или попросту "проедены"? В этом году Кабмин пошел по второму пути и направил появившийся ресурс на повышение соцстандартов.
Бюджетные манипуляции
Как реструктуризация повлияет на расходы бюджета 2016, можно пока только предполагать. Недавно Минфин обнародовал проект сметы на будущий год, но эффект от долговой операции в нем еще не учтен.
Параметры изменятся только в декабре, когда закончатся юридические процедуру по сделке, и бюджет начнут готовить к голосованию в Раде.
А пока чиновники в рамках процедуры его подготовки продолжают наступать на те же грабли.
Изначально Минфин обещал соблюсти букву закона - не только зарегистрировать документ в парламенте, но и обнародовать его.
Бюджет в Раде таки появился, но, как и предыдущие годы - ненадолго.
Формально Минфин внес проект закона, но на сайте парламента его так и не опубликовали. Вскоре он был отозван на доработку.
После этого случилось нечто совсем нехарактерное для последних лет - Министерство финансов обнародовало документ на сайте. Этот наиболее подходящий вариант для Минфина, поскольку позволяет сохранить лицо: вроде как все прозрачно и не "как у предшественников", но и с принятием в парламенте можно повременить.
В зоне риска
Вклада развития экономики в рост доходов пока не наблюдается.
Проект закона о госбюджете на 2016 год рассчитан на согласованном с МВФ макроэкономическом прогнозе. Он предполагает рост реального ВВП в 2016 году на 2%, увеличение номинального ВВП до 2,262 трлн гривен.
Хотя рост ВВП в 2% уже под сомнением. На днях Мировой банк ухудший свой прогноз по росту ВВП Украины в 2016 году, понизив его до 1%.
Согласно обнародованному документу, доходы сметы составят 550 млрд гривен, расходы - 621,2 млрд гривен. Предельный объем дефицита – 79,2 млрд гривен.
Предельный объем госдолга в бюджете определен на уровне 1,5 трлн грн. Этот показатель наверняка изменится – Минфин пересчитает расходы на госдолг в связи с той же реструктуризацией.
Объем госгарантий на 690 млн гривен больше, чем в этом году и предусмотрен в размере 25,69 млрд грн.
Рост налоговых поступлений ожидается с 396,8 млрд гривень в том году до 470,7 млрд грн в следующем. Минфин рассчитывает на увеличение поступлений от НДС на 54 млрд гривен – до 226 млрд гривен, а также акцизов - на 10 млрд грн – до 70 млрд грн.
"По сравнению с текущим годом доходы планируется увеличить на 6,4%, в том числе налоговые – на 14,8%. Это немало, но основной расчет идет на НДС – рост поступлений по этому налогу ожидается на уровне 25,6%", – прогнозирует исполнительный директор Центра социально-экономических исследований "CASE Украина" Дмитрий Боярчук.
По его словам, инфляции в 12% возможно будет достаточно для того, чтобы сгенерировать дополнительные налоговые поступления в предусмотренном размере.
Ещё один важный нюанс - бюджет рассчитан с учетом отмены льгот для аграриев и сохранения действующих повышенных ставок ренты. Хотя это не очевидно.
В первом случае успешно продолжает отстаивать свои позиции аграрное лобби, играя на теме ведущего экспортного локомотива, который вытягивает Украину.
Во втором же случае – по ренте - нет гарантий, что все произойдет по предложенному Кабмином сценарию. Из двух законопроектов по ренте – Минфина и Юлии Тимошенко – профильный парламентский комитет рекомендовал принять в первом чтении и в целом документ Тимошенко.
Таким образом, в проекте сметы возможен пересчет показателей по ренте и НДС.
Кроме этого, ЭП уже писала о том, что Минфин намерен отказаться от индексации доходов граждан на уровень инфляции. Проектом сметы на 2016 года чиновники подтверждают свои намерения и останавливают действие соответствующего закона.
Также правительство продолжает использовать любимый финт – под предлогом дефицита бюджетных средств выплачивать социальные субсидии, надбавки "исходя из наличия средств в бюджете". Это удобно поскольку позволяет в любой момент сказать, что денег нет.
В следующем году, исходя из проекта бюджета, Кабмин продолжит такую практику и ограничит выплаты для множества категорий граждан, в том числе для лиц, освобожденных от военной службы, пострадавшим участникам массовых акций, судьям.
Ограничения коснутся и расходов на бесплатное обеспечение учебниками детей-сирот, а также их обучение за счет государства в ВУЗах. В зоне риска также окажутся выплаты в размере двух минимальных зарплат гражданам, которые увольняются в связи с призывом и принятием на военную службу.