Чорноморські пірати: в одеських каналів нема прав на фільми?
Між великими національними і дрібними місцевими телеканалами назріває боротьба за місце під сонцем на регіональних ринках. В хід іде будь-яка зброя, що опинилася під рукою. (Рос.)
На очередное заседание Нацсовета по вопросам ТВ и радиовещания пришел генеральный директор телеканала "Студия "1+1" Александр Ткаченко и принес своего рода кляузу на одесские телеканалы.
Она была оформлена в виде проведенного в августе мониторинга эфира 17 одесских вещателей.
Эту работу "плюсы" заказали у юридической фирмы "Виндекс", специализирующейся на делах по нарушению авторских прав.
Региональные блокбастеры
Александр Ткаченко подчеркнул, что в Одессе местное телевидение вещает в большом количестве дорогостоящие блокбастеры и сериалы, прав на которых у них, очевидно, нет.
Это, по его словам, нарушает права более крупных телеканалов, официально закупающих контент, а также крупных американских мейджеров - Paramaunt, Universal, Columbia Pictures - и прочих производителей фильмов.
"Слышал подобные истории и от "Старлайт" (группа каналов Starlightmedia - СТБ, "Новый", ICTV, M1, QTV. - Авт.), и от "Интера". В Одессе местные телекомпании не удосуживаются заключать договоры на демонстрируемые фильмы.
Зачастую на телеканале можно увидеть то, что идет в кинотеатре. Это невозможно, поскольку права на платное ТВ открываются через месяц-два после театрального показа", - рассказывает президент крупнейшего в Украине кабельного провайдера "Воля" Сергей Бойко.
Один из членов Нацсовета спросил у Ткаченко, почему в его обращении речь идет только об Одессе. Ведь местные каналы могут вещать фильмы без прокатных удостоверений и в других регионах.
Менеджер ответил, что в Одессе на местное телевидение приходится самая большая доля телесмотрения - 20-30%, чего не сказать о других областях, где она, как правило, в разы меньше.
И не мудрено: на жемчужину у моря приходится больше всего местных телерадиокомпаний: около 30, каждая из которых хочет завоевать аудиторию. В том числе - благодаря показу пиратских блокбастеров.
Член Нацсовета Григорий Шверк в ходе брифинга вспомнил, что еще в конце 1090-х годов в Харькове на местных каналах наблюдалось изобилие нелегальной продукции. Все новинки кино тут же появлялись в кабельных сетях. "Казалось, этот феномен уже умер. Видимо, еще не до конца", - подчеркнул он.
По словам Шверка, как только регулятор получит официальное обращение от крупных каналов, чьи права нарушают местные вещатели в Одессе, будут назначены соответствующие проверки вещателей, в ходе которых будут запрошены прокатные удостоверения на контент спорного происхождения.
Милиция в кино
ЭП связалась с Павлом Миколюком, директором ЮФ "Виндекс", проводившей мониторинг одесских каналов. По его словам, есть основания полагать, что в ряде случаев договора с правообладателями действительно могут отсутствовать.
Об этом свидетельствует то, что часть указанных в сводке мониторинга произведений транслируется параллельно на более крупных украинских каналах, а другая часть контента вообще не транслируется в Украине. "Телесериал "Форс-мажоры" (замечен на одесском ОНТ. - Авт.) у нас нигде не идет", - подчеркнул он.
Ткаченко больше всего задела трансляция на "Первом городском" телесериала "Великолепный век. Роксолана", до недавних пор - самого дорогого проекта турецкого телевидения. Права на этот сериал в Украине есть только у "1+1". Вероятно, канал выложил за эксклюзивность немалые деньги.
Как рассказал Миколюк, весь спорный контент, который промониторила в Одессе его фирма, - это не пиратские копии низкого качества. Это качественное дублированное кино. По его словам, у телеканалов должны быть заключены договора с правообладателями на их продукты.
Эти данные должны быть отображены в прокатных удостоверениях. Как говорит Миколюк, если Нацсовет этих данных в ходе проверок не обнаружит, то вправе применить санкции к вещателям: предупреждения и штрафы.
Еще один вариант воздействия на каналы, по словам юриста, - обращения эксклюзивных правообладателей в суды и даже в правоохранительные органы.
Одесситы притихли
В распоряжении ЭП оказался полный список проверенных одесских телеканалов. Больше половины их удалось обзвонить, но только представитель одного из телеканалов - "Третий цифровой" - был открыт к диалогу.
"Все фильмы, которые показывает "Третий цифровой", транслируются в соответствии с действующим законодательством. Мы размещаем в эфире фильмы согласно прокатным удостоверениям", - подчеркнул исполнительный директор канала Григорий Блайда.
По его словам, контент закупается у украинских дистрибьюторов. Цена может быть разной, но канал пытается выбирать то, что интересно зрителям.
Представители других опрошенных телеканалов под разными предлогами отказывались общаться и предоставлять данные. Лишь один из директоров местного телевидения на условиях анонимности откровенно признался, что прав на указанный в мониторинге контент - два фильма - у него нет.
"Это проблема всех местных вещателей. Они часто вещают контент без прав, так как не в состоянии их купить", - утверждает менеджер.
По его словам, крупные каналы после запрета значительной части российского продукта, на который они потратили сотни миллионов долларов, оказались в менее привлекательном положении по сравнению с местными вещателями, предлагающими пусть ворованный, зато качественный западный контент.
Он признает, что, скорее всего, запрет трансляции пиратского кино будет правильным с точки зрения закона, но тогда большая часть местных кабельных каналов вынуждена будет прекратить свое существование.
"Это касается не только Одессы, а всей Украины", - говорит анонимный менеджер.
Лишний повод Штатам
Эскалация конфликта с авторскими правами может сыграть с Украиной как с государством-участником международных экономических отношений злую шутку.
Недавно торговый представитель США лишил страну позорящего ее имидж статуса пирата №1 в мире. Однако западные киностудии, узнав о новом массовом нарушении их прав в Украине, могут "накапать" торговому представителю США. Мол, они недополучают прибыль от проката.
Торговый представитель обычно не брезгует поводами для того, чтобы сделать ударение на "вопиющих" случаях пиратства в Украине.
Вплоть до последнего времени в его отчетах регулярно упоминались рынки, в которых якобы до сих пор массово распространяются пиратские кассеты и диски. На самом деле украинцы уже давно не отовариваются пиратскими фильмами и софтом на жестких носителях. Все пиратство ушло в интернет.