Банки будують маленькі пошти
Украинские банки продолжают гонку вооружений.
Они начали осваивать нишу, в которой раньше работали только почтовые компании - доставку товаров через почтоматы.
Почтоматы - это автоматизированные пункты, где клиент может без сотрудников почты забрать заказанный в интернет-магазине или по каталогу товар.
Почтовые операторы рассматривают их как альтернативу курьерской доставке.
Для банков почтоматы - еще одна возможность для запуска платежных сервисов.
Новый бизнес Фидобанка?
На днях компания Pay&Go, которая разрабатывает технические решения для электронной коммерции, заявила о запуске своей сети почтоматов Poshta.ua.
Партнером проекта стал второй по величине частный игрок на украинском рынке почтовой доставки компания Meest Express, входящая в международную группу Meest Group. За два месяца компания планирует установить сто почтоматов в Киеве, Днепропетровске и Львове, говорит директор Pay&Go Андрей Полянский.
Почтоматы будут устанавливаться в торговых центрах, на АЗС и других многолюдных местах. До конца 2015 года, по плану Полянского, сеть будет насчитывать 250 почтоматов, а до конца 2016 года - 600.
Сами почтоматы и их софт производятся в Украине. Каждый стоит 130 тыс грн. Таким образом, инвестиция в проект составит 110 млн грн за два года. Глава проекта говорит, что у компании есть частные инвесторы, которых он не назвал.
По косвенным признакам, которые обнаружила ЭП, проект почтоматов связан с бизнесом Александра Адарича Фидобанком. На эту компанию зарегистрирован домен PayGo.com.ua.
"Pay&Go - один из четырех бизнес-подразделений того, что называлось Fido Group. Еще одним является Mosquito Mobile - Wi-Fi в метро и публичных местах.
Еще группа занимается онлайн-шоппингом. Она также запустила проект Fun Ticket. Это электронные мобильные купоны для товаров и услуг, которые можно послать кому-то в качестве подарка", - рассказывает один из инсайдеров ЭП.
Fun Ticket также был представлен на конференции вместе с Pay&Go.
Генеральный директор Meest Group Виктор Кучма рассказывает, что развитие сети почтоматов - общемировой тренд. Согласно исследованию компании Deloitte, в Европе к концу 2015 года будет установлено полмиллиона почтоматов.
Правда, в Украине еще предстоит создать культуру пользования - как в Польше и Германии. Кучма считает, что сети почтоматов заменят часть рынка курьерской доставки, так как она не всегда удобна для получателя.
По его оценкам, потенциал рынка почтоматов в Украине - 10% отправлений B-to-C (от компании к частному пользователю). Это 200-300 млн грн в год.
Почтоматный бум
Для Meest Express это уже второй партнерский проект в 2015 году. С января компания сотрудничает с Приватбанком, в отделениях которого работает 899 почтоматов. По словам руководителя направления "Потребительское кредитование" банка Андрея Ковтуна, в месяц через них проходит 10 тыс посылок.
Кроме того, в 2013 году Meest Express пыталась вести почтоматный бизнес с польской InPost. Планировалось поставить 20 почтоматов в Киеве и 20 - в регионах. Однако этого не произошло.
В 2014 году InPost вышла на украинский рынок со своей сетью терминалов. Сейчас их около 40. По словам операционного директора InPost в Украине Ксении Эйхлер, объем посылок в почтоматах компании за полгода вырос вдвое.
"Для идеального покрытия Киева нужно установить еще 30-40 почтоматов, но даже с нынешней сетью наш потенциал очень большой. Почтоматы работают в популярных местах, где человек бывает хотя бы раз в день. При полной загрузке точек мы можем доставлять до 100 тыс посылок в месяц", - рассказывает она.
До конца 2015 года InPost планирует выйти еще в несколько городов-миллионников, однако это будет зависеть от объема посылок отправителей и политической безопасности.
Фото kiosksoft.com.ua |
Одной из крупнейших в Украине также является сеть почтоматов PickPoint с 1 237 точек. По словам генерального директора компании Игоря Орта, в 2015 году сервис будет доступен во всех городах с населением более 50 тыс человек. "Мы начинаем сотрудничество с самым крупным банком Украины", - рассказывает Орт.
Ковтун добавляет, что проект Приватбанка - универсальная площадка для любой компании, которая занимается логистикой. "Мы не занимаемся логистикой, а решаем вопрос выдачи товара и приема средств за покупку", - рассказывает он.
Рынок со многими неизвестными
По данным Украинской ассоциации директ-маркетинга, общий объем отечественного рынка почтовой логистики за 2013 год, включая внутренние и международные отправления, превысил 3 млрд грн. Данных за 2014 год пока нет, но известно, что ранее в деньгах рынок рос на 10-20% в год.
Доставка через почтоматы пока занимает незначительную долю, которую эксперты и участники рынка оценивают по-разному. По данным исследования GFK, этот показатель составляет 3%, но продолжает стремительно расти.
"Это данные по всей Украине, но в Киеве этот показатель значительно выше. Здесь сконцентрировано основное количество почтоматов", - объясняет Эйхлер.
Потенциал услуги, по ее словам, огромный. "Мы знаем это, ведь уже шесть лет занимаемся этим бизнесом во многих странах. В Польше мы все еще растем: за 2014 год объемы InPost увеличились на 90,5%", - рассказывает она.
Ковтун говорит, что через почтоматы в Украине ежегодно отправляется не более 100 тыс отправлений, это менее 1% общего трафика. "Кроме нас, основных игроков в Украине нет. У нас промышленная эксплуатация сети", - утверждает он.
Орт дает более оптимистичную оценку. Он считает, что с помощью терминалов украинцы ежегодно получают не менее 10 млн посылок. "На фоне подорожания топлива выдача товаров через почтоматы становится еще более привлекательной для потребителей и интернет-магазинов", - рассказывает он.
Почтоматы позволяют бизнесу решить две проблемы: более полно удовлетворить потребности клиента и оптимизировать затраты на логистику, говорит Эйхлер.
"Доставка в почтоматы более дешевая - 17-19 грн - из-за других логистических процессов. Сейчас это особенно актуально, поэтому рост рынка доставки в почтоматы неизбежен, как и приход новых игроков", - добавляет она.
Натисніть для збільшення |