Що залишилося від "Дельта Банку"?
Як повідомило наше джерело в НБУ, приблизно місяць тому один з акціонерів "Дельти" американська Cargill поміняла свої вимоги до "Дельти" на частину її кредитного портфеля, і зникла. Лише пересічні громадяни нічого не змогли забрати з вічно порожнього банку.
Временная администрация таки вселилась в "Дельта Банк".
С профессиональной точки зрения все может быть обосновано. Давайте посмотрим на эту новость глазами не профессионала, а типичного клиента банков.
Главный на сегодня вопрос в том, что осталось от той "Дельты", которая была еще полгода назад?
Ответ на этот вопрос даже важнее, чем понимание, национализируют банк или ликвидируют.
Ведь это только простые граждане ничего не смогли забрать из вечно пустой "Дельты". Сначала их "кормили" сказками об атаках на дата-центр, потом рассказывали о злых конкурентах, потом вроде как признали проблемы. Но забрать даже небольшой депозит из банка было невозможно. Денег просто не было.
По традиции, Национальный банк делал вид, что ничего не замечает. А в это самое время кто-то ковырялся в активах "Дельты".
Банк – это как весы. На одной чаше долги, на другой – вложения. Когда банк ликвидируют, по идее можно вернуть то, что вложено – и отдать долги. Но в Украине, как и во многих других странах развитого капитализма, правило не работает. Долги остаются, а продавать совершенно нечего.
Главный офис "Дельта Банка" после введения временной администрации |
Уже много месяцев говорят, что в "Дельте" идет активная работа с заменой залогов по кредитам. Хорошие и нужные меняют на не слишком хорошие, или совсем не нужные. Некоторые владельцы крупных депозитов якобы получили вместо своих денег переуступку долга по хорошим кредитам.
Например, так поступил один из акционеров "Дельты" - американская Cargill, которая была стратегическим партнером Лагуна с 2011 года. Как сообщил наш источник в НБУ, примерно месяц назад они поменяли свои требования к "Дельте" на часть ее кредитного портфеля, и исчезли.
А ведь еще недавно Лагун говорил следующее: "У нас есть согласованный с Нацбанком план капитализации, и мы вместе с Cargill его исполняем согласно графику". Нацбанк готовился к светлому будущему по-своему.
Плюс, уже много месяцев ходят разговоры о том, что "Дельта" выдавала кредит "Надра Банку" Дмитрия Фирташа. В какой-то момент возник риск, что кредит окажется плохим, и "венский узник" якобы выписал на имя Лагуна расписку, в которой поручился по "надровскому" кредиту самым ценным своим активом – крупным пакетом акций телеканала "Интер".
Леденящие душу истории гласят, что якобы с тех пор за акциями телеканала начали охотиться сильные мира сего – от Петра Порошенко до Игоря Коломойского. Якобы из-за этого Лагун начал ездить с охраной, и даже изрядно сдал физически.
"Экономическая правда" пыталась навести справки об этой ситуации у банкира и в Group DF. Банкир молчал. А в группе Дмитрия Фирташа на вопрос, есть ли в залоге у "Дельта Банка" пакет акций "Интера", ответа мы так и не получили.
Как выяснилось, аналогичный вопрос задавали многие другие СМИ. Пиарщики Фирташа сподобились ответить лишь так: в "Надра Банке" залога в виде акций "Интера" нет. Почти то, о чем все спрашивали.
Был ли на самом деле пакет "Интера" в залоге у Лагуна? Точный ответ знают всего лишь несколько человек.
Может, его вообще не было в природе. А может, именно он стал причиной, по которой уже несколько месяцев откладывалось банкротство банка.
Ограбление года
Конечно, самое простое - это упрекать владельца "Дельты" в нечистоплотности. Но дело как раз обстоит с точностью до наоборот. С точки зрения сохранения бизнес-репутации (а возможно, и жизни), Лагун поступил правильно. Наверняка не только Cargill успел вывести свои деньги.
Но как всегда – и это риторический вопрос к главе НБУ Валерии Гонтаревой – проблема в другом. У "Дельта Банка" было 554 тысячи вкладчиков. Это почти такой же великан, как "Приват" или "Ощад". Это часть общества, а не просто свинка-копилка.
"Дельте" доверяли свои деньги полмиллиона семей! Через нее платили зарплаты десятки тысяч предприятий! Она стала частью Украины..
Это и есть одно из определений "системно значимого банка" – термина, которым НБУ еще недавно назвал "Дельту". Он означает, что банк давно вырос из штанишек просто банка. Он обслуживает огромное количество клиентов, на него завязано множество платежей. Его банкротство грозит дестибилизацией экономики. Принимая решение по нему, нельзя руководствоваться логикой "выгодно-невыгодно". Но именно это сделали Гонтарева и Яресько.
Еще неделю назад глава НБУ фактически намекала на национализацию "Дельты". Именно так ее поняли. Можем даже провести лингвистически-психологическую экспертизу тех слов, что звучали из уст главы ведомства.
Обычно щепетильная пресс-служба НБУ ничего не опровергала |
Оставим в стороне тот факт, что среди топ-чиновников страны до сих пор присутствуют те, кто считают национализацию более предпочтительным вариантом для "Дельты".
Вот две цифры. 94% вкладчиков "Дельты" имеют депозиты размером до 200 тыс грн. Чтобы вернуть им долги, потребуется 16,4 млрд грн. А для докапитализации были необходимы 22 млрд грн. Из чего НБУ и Минфин, видимо, сделали вывод, что ликвидация более выгодна.
Но давайте оценим цифры в полном масштабе. По состоянию на 1 января 2015 года, депозиты населения в "Дельта Банке" составляли 23,97 млрд грн. Еще 11,65 млрд грн составляли остатки на счетах предприятий.
Курс на начало года составлял примерно 16,3 грн за доллар. Поскольку часть депозитов наверняка номинирована в валюте, математика складывается явно не в пользу НБУ. В феврале, когда доллар на межбанке торговался по 30 грн, совокупные депозиты "Дельты" в пересчете явно превышали отметку 40 млрд грн.
А теперь давайте вдумаемся в иезуитскую суть "выгодности" ликвидации "Дельта Банка".
Вместо того, чтобы нести ответственность за 40 млрд грн и изрядно "выветрившиеся" активы, НБУ именем Минфина решает ликвидировать "Дельту". И вместо докапитализации 22 млрд грн, которая предполагает дальнейшую жизнь банка, решает выплатить 16,4 млрд грн и получить огромную социальную проблему.
В числе проигравших – примерно 33 тыс человек, имевших депозиты свыше 200 тыс грн. А также десятки тысяч предприятий, которые больше никогда не увидят деньги со своих счетов в некогда "модном" банке.
На самом деле, пострадавших будет гораздо больше даже среди населения. Курс 3 марта 2015 (24,8 гривен) искусственно занижен – НБУ в канун выступления Гонтаревой в Верховной Раде устроил образцово-показательное "закручивание гаек".
Все банки и все обменные пункты, как солдаты, опускают котировки. По легенде, внезапно все вспомнили, что скоро МВФ даст Украине миллиарды долларов. Курс с отметки 34 уже добрались до 22 грн за доллар.
На самом деле, курс почти наверняка вернется к штурму победных высот. Вечно удерживать отложенный спрос НБУ будет не в силах – не помогут ни справки из Налоговой, ни "секс по телефону" с банками. А после ликвидации "Дельты" держать деньги на депозите будет только психически больной человек.
Фото clipnews.info |
Фото sq.com.ua |
Роль денег МВФ требует отдельного разъяснения. К курсу в обменках они не имеют никакого отношения. На межбанк и населению эти доллары не пойдут –Гонтарева это даже обещала. Валюту мы заплатим "дружественной" России и международным кредиторам, чтобы не было дефолта.
Что? Обнищание населения? Инфляция? Не слышали.
Так что через месяц вкладчики "Дельты" могут изрядно удивиться, получая свои валютные депозиты в гривне по курсу – скажем, по 30. И будет таких разочарованных граждан далеко не 6%, о которых говорит ФГВФЛ.
Получается, что Фонд гарантирования в условиях сильной девальвации превращается не в средство стабилизации, а в инструмент ограбления. 33 тысячи человек потеряли как минимум 7,6 млрд грн. Вместе с депозитами предприятий, это уже более 23 млрд грн.
Ничего. Зато 500 тыс человек не придут под стены НБУ. Остальных можем назвать "купленными", а их митинг – "провокацией". Скажем, что они решили запятнать непорочную репутацию председателя Нацбанка, министра финансов, премьер-министра и президента.
Je suis Gontareva.
Je suis Yaresko.
Глава НБУ Валерия Гонтарева и министр финансов Наталья Яресько. Фото rian.com.ua |
Je suis Yatsenuk.
Je suis Poroshenko.
Вот и получается, что с одной стороны Гонтарева страдает за то, что она "самый независимый глава НБУ в истории".
А с другой, ликвидация "Дельты" – это ограбление года. Точно такая же ситуация в VAB Bank, "Надра Банке" и многих других учреждениях с временной администрацией. Сведите баланс, и вы увидите ужасающие цифры потерь населения.
Так почему же ликвидировали "Дельту"?
Знаете, как глава НБУ объяснила решение Минфина?
"Активи банку не були найкращими".
Давайте сосредоточим свои внимание на этих словах. Как и многие другие фразы Гонтаревой, они нуждаются в переводе.
В ноябре 2014 года Кабмин с подачи Минфина утвердил необходимую нормативную базу для национализации системно значимых банков с огромным количеством депозитов населения. Потенциально, под эти критерии попадали VAB Bank, "Надра Банк" и теперь "Дельта".
Уже в декабре "Дельту" ждали с распростертыми объятьями в НБУ и Фонде гарантирования вкладов. После временной администрации банк был бы присоединен к какому-нибудь госбанку.
Но что мы увидели с тех пор? Не были поданы на национализацию ни VAB Bank, ни "Надра Банк", ни "Дельта". Зато Кабмин и НБУ решили присоединить к Укргазбанку вечный труп – банк "Киев". Сейчас в него введена временная администрация, после чего финансовое недоразумение получит третью по счету жизнь.
Александр Турчинов времен премьерства Юлии Тимошенко. Фото tsn.ua |
И знаете почему? Вот очень хорошая версия. Если обанкротить "Киев", прокуратура зафиксирует факт хищения государственных средств в особо крупных размерах. Ведь в свое время в его капитал влили 3,6 млрд грн. Даже Укргазбанку тогда дали меньше.
А ведь впоследствии все новые правительства продолжали "накачивать" банк деньгами. Нет, банкротить "Киев" очень опасно.
За такую махинацию придется отвечать многим чиновникам времен премьерства Юлии Тимошенко – например, нынешнему главе СНБО, "кровавому пастору" Александру Турчинову. Именно с его подачи в далеком 2009 году "Киев" был национализирован. Хотя подлежал нещадной ликвидации (эх, не было там "самой независимой главы НБУ в истории").
И вот, 2015 год. "Киев" не имеет и десятой доли той социальной значимости, какую имеют VAB Bank, "Надра Банк" и особенно "Дельта". Однако именно его спасают правительство и НБУ.
Это не значит, что "Дельта Банк" имел идеальное здоровье. По мнению депутата Руслана Демчака, Николай Лагун изначально строил банк "на песке", и просто имел отличный маркетинг. Действительно, "Дельта" много лет считалась банком с крайне спекулятивной моделью роста.
Глава Фонда гарантирования вкладов о состоянии "Дельта Банка" |
Но и откровенно плохим банкиром Лагун явно не был. Просто дала сбой его модель. И, конечно, сложно вытягивать банк, у которого огромная часть активов "похоронена" в Крыму и зоне АТО. А сегодня, если копнуть, то и "Приват", и "Ощад" имеют ужасное качество активов. В нынешней ситуации они без поддержки государство "посыпались" бы точно так же, как "Дельта".
А то, что Лагун пытался вытянуть банк из пропасти - тоже факт. Просто видимо в какой-то момент он понял, что не сможет этого сделать. Или ему не позволят.
И вот тут хочется переадресовать фразу о плохом качестве активов обратно Нацбанку и Фонду. Уже год как в Украине новая власть. И уже три месяца прошли с тех пор, как НБУ и Кабмин приготовились к национализации особо крупных банков. Тем не менее, уже после этого из "Дельты" успешно вышел Cargill. Наверняка из банка исчезло огромное количество хороших активов, которые могли бы пойти на возврат депозитов.
А значит, возникает вопрос к Гонтаревой. Почему на протяжении трех месяцев она не признавала системный "Дельта Банк" неплатежеспособным? Чего ждала? За чем наблюдала? Чем занимался пресловутый куратор от НБУ?
По сути, нам неизвестно, что именно произошло. Есть факт: "верхи" приняли решение, что "Дельта Банк" лучше ликвидировать.
Почему? Видимо, ликвидация дает нужные последствия. Таких последствий, скажем, не было бы в случае национализации.
Какие последствия? Ну, например, возможность распродать дешево некие активы. Аукционы Фонда гарантирования успешно проходят уже долгие месяцы, а цены продажи активов – очень приятные для ограниченного круга лиц, которые принимают участие в аукционах.
А еще, если существует пресловутый пакет акций "Интера" в залоге у Лагуна, появляется великолепная возможность "отжать" этот пакет. Ведь согласно недавно принятому с подачи президента закону об усилении ответственности руководителей и владельцев банков, Лагуну легко могут организовать тюремный срок. По мнению Демчака, этот закон может применяться даже "задним числом", если будут выявлены некие новые обстоятельства.
Одним словом, мы не знаем самого главного в деле "Дельта Банка". И уже вряд ли узнаем.
Вряд ли все дело в "выгодности".