"Нью-Васюки". Реформи знову стартують. На папері
А ось і прихований мотив для написання плану розвитку "Нью-Васюків". Документ наскрізь пронизаний ідеєю залучення донорського фінансування. Воно потрібне для кожної реформи, і уряд невпинно про це нагадує. (Рос.)
Обществу нужно показывать, что его знают куда ведут.
Еще не успели высохнуть чернила на Коалиционном соглашении, а президент и правительство приступили к подготовке новой порции "бумажных" реформ.
И Петр Порошенко, и Арсений Яценюк принялись с удвоенной энергией вдыхать жизнь в очередную пустышку. Каждый преследуя свои интересы, зачастую не озвучивая их.
Речь идет о разработке "Плана восстановления страны на 2015-2017 годы".
Идея, в принципе, похвальная - как и в случае со всеми предыдущими планами. Восстанавливать нужно.
Все бы ничего, если бы в этом плане было поменьше тезисов в стиле "развивать-совершенствовать" и побольше конкретики.
И если бы он так не напоминал по своему виду и содержанию программу экономических реформ президента Виктора Януковича на 2010-2014 годы.
Программа Януковича писалась под руководством Ирины Акимовой, которая в свое время занимала кресло первого замглавы Администрации президента.
Акимова считалась сильным экономистом. В компании экспертов из Комитета экономических реформ, опираясь на наработки спонсируемого Ринатом Ахметовым McKinsey. она подготовила увесистую книгу с подробным анализом всех отраслей.
Программа была хорошо структурирована. Каждый отдел состоял из "Проблем", "Причин", "Целей и задач", "Необходимых шагов" и "Индикаторов успеха". Теория подкреплялась цифрами - часть книги была посвящена статистическим данным. Главный минус программы - нулевой уровень выполнения.
Наличие подобных документов - имиджевый атрибут каждого правительства. Их принято заворачивать в красивую обертку и где-нибудь презентовать.
В случае с правительством Арсения Яценюка повод для презентации вскоре представится. План восстановления экономики готовится в преддверии конференции доноров, проведение которой запланировано на апрель.
Об этом написал президент Петр Порошенко в своем вступительном слове.
"Мы подготовили этот документ с двойной целью. Он в первую очередь дает нам "дорожную карту" относительно стратегических действий. Мы хотим также, чтобы он стал основой для наших дискуссий с международными партнерами, желающими поддержать Украину в ее усилиях по внедрению реформ".
Эстафету Президента почти мгновенно подхватил приближенный к нему спикер Владимир Гройсман. На встрече с представителями Евросоюза он ушел в масштабные фантазии в духе "я вижу будущее Нью-Васюков, и оно прекрасно". В непосредственном изложении, спикер выразил надежду, что общий план движения станет новой основой для плодотворной работы парламента.
Интересно, когда МВФ и зарубежные доноры догадаются, что их водят за нос?
Уже давно ничего не слышно о стратегии развития до 2020 года, которую разрабатывала Администрация президента. Ни о каких реформах давно не вспоминали и в правительстве.
Намечается курьез. Судя по драфту плана, который оказался в распоряжении ЭП, эксперты из правительства Яценюка активно используют документ Акимовой в качестве шпаргалки. Например, вот какие цели в сфере управления госсобственностью и приватизации ставил перед собой Янукович.
А вот что намерен делать Арсений Яценюк.
Можно предположить, что это случайность. Просто мысли составителей нового плана по части проведения некоторых реформ совпадают с видением предшественников. Впрочем, с точки зрения имиджа это нынешнему премьеру тоже не на пользу.
Невнятные приоритеты
В плане восстановления экономики правительство пытается интегрировать идеи всех принятых до сих пор программных документов по развитию страны. План пишется на базе коалиционного соглашения, договоренностей с МВФ, соглашения об ассоциации с ЕС. Документ пока сырой, некоторые разделы еще не выписаны.
План аккумулирует идеи "Стратегии 2020" - концепции долгосрочного социально-экономического развития государства. В стратегии определены свыше 60 будущих реформ, из которых восемь - приоритетные. Правда, из написанного в плане пока не совсем понятно, в чем именно эти реформы будут заключаться.
1. Судебная реформа
Конкретики в этом разделе мало. Из дальнейших шагов - разработка стратегии реформы судебной системы, подготовка поправок в закон "О судоустройстве и статусе судей" и их согласование с Венецианской комиссией. Также в списке значится подготовка и внесение изменений в Конституцию.
2. Децентрализация
Первым шагом на пути децентрализации стал принятый в декабре 2014 года проект поправок в Бюджетный кодекс.
Следующие шаги - реформа системы административных услуг, запуск пилотных проектов по объединению территориальных общин, проведение местных выборов с учетом реформы органов местного самоуправления.
Фото kmu.gov.ua |
3. Реформа госуправления
Это одна из наиболее интересных реформ. Она состоит из таких пунктов: реформа Кабинета министров и центральных органов власти, реформа госслужбы, реформа административных услуг, запуск электронного правительства. Все эти изменения обсуждаются уже не первый год.
В частности, планируется публиковать 90% проектов правительственных решений и не более 20% возвращать на доработку. Сейчас на всеобщее обсуждение выносится лишь толика правительственных документов.
Основные из них принимаются за закрытыми дверями, зачастую без обсуждения с бизнесом, не говоря об общественности. В планах также ограничить количество департаментов - в министерстве их может быть от четырех до семи, не более.
Реформа госслужбы предполагает рост дохода госслужащих на 50% в 2015 году и на 30% - в 2016 году, обновление кадрового состава чиновников на 70%, повышение профессиональной квалификации госслужащих.
В Минэкономики уже начали готовиться к изменениям. После своего назначения глава МЭРТ Айварас Абромавичус заявил о планах сократить наполовину штат министерства, а само ведомство - упразднить. На днях министр в закрытом режиме презентовал реформу министерства. Ее проект оказался в ЭП.
Сейчас в министерстве 24 департамента, оно выполняет 237 функций. Там работает 1 231 сотрудник. Планируется сокращение их численности в два раза до 600 человек, департаментов - до 15. Оптимизация намечается на февраль. Министр готов лишить ведомство ряда полномочий.
Функции, касающиеся управления госсобственностью, планируется передать соответствующей структуре. Министерство участвует в различных процедурах по подготовке объектов к приватизации, формирует и подает в Кабмин список госактивов, которые могут передаваться в концессию.
Полномочия в сфере безопасности и обороны будут переданы Минобороны. Сейчас МЭРТ формирует и подает в Кабмин проект оборонного заказа, координирует процесс его реализации, участвует в разработке целевых программ.
Натисніть для перегляду всього документа |
4. Дерегуляция и развитие предпринимательства, налоговая реформа
В планах - сокращение количества разрешительных документов с 84 до 74, лицензируемых видов хозяйственной деятельности - с 56 до 39. Еще один пункт - получение 50% разрешений и лицензий в электронном режиме и запуск страхования ответственности бизнеса перед потребителями.
Налоговая реформа сводится к уже принятым поправкам в Налоговый кодекс и запуску электронного администрирования НДС.
5. Реформа правоохранительной системы
Ключевая задача - создание Государственного бюро расследований. Оно займется борьбой с коррупцией, кроме направлений, относящихся к ведению Национального антикоррупционного бюро.
В стране появится муниципальная и военная милиция. Последнюю планируется создать на базе Военной службы правопорядка Вооруженных сил Украины.
6. Реформа системы здравоохранения
На уровне общих посылов планы Кабмина совпадают с реформами, озвученными министром здравоохранения Александром Квиташвили.
В частности, планируется утвердить единую методику стоимости медицинских услуг, определить услуги, которые будут предоставляться за счет государства, изменить механизм финансирования системы здравоохранения. В статистике планируется улучшить следующие показатели.
Последние два приоритета - реформа системы национальной безопасности и борьба с коррупцией. Пока эти разделы в процессе написания.
Более подробно с проектом "Плана восстановления" можно ознакомиться здесь.
Выполнение под сомнением
А вот и скрытый мотив для написания плана развития "Нью Васюков". Он может объяснить то единодушие, с которым президент и премьер продвигают один и тот же документ, а не спорят о том, что в нем должно содержаться.
План насквозь пронизан идеей привлечения донорского финансирования. Оно требуется для каждой реформы, и правительство неустанно об этом напоминает.
Безусловно, модернизация экономики требует больших средств. Однако опыт 2014 года, отмечает старший экономист МЦПИ Василий Поворозник, показал: все обещания об объемах международной помощи были выполнены в гораздо меньшей мере, чем планировалось.
"Весной 2014 года Яценюк обещал привлечь около 40 млрд долл. В итоге, мы получили 9,1 млрд долл, из них 4,6 млрд долл - кредит МВФ", - отмечает эксперт.
В плане отсутствует один важный элемент. "Если презентацию документа планируют приурочить к конференции доноров, то я не вижу в нем четких планов по восстановлению Донбасса", - отмечает Поворозник.
Подготовка программы - это хорошо, говорит он, но в украинских реалиях реализация таких планов заканчивается на "бумажном" этапе. О намерениях провести реформы Яценюк говорит уже год, но пока дальше слов дело не пошло.