Українська правда

"Нью-Васюки". Реформи знову стартують. На папері

3 лютого 2015, 09:33

Обществу нужно показывать, что его знают куда ведут.

Еще не успели высохнуть чернила на Коалиционном соглашении, а президент и правительство приступили к подготовке новой порции "бумажных" реформ.

И Петр Порошенко, и Арсений Яценюк принялись с удвоенной энергией вдыхать жизнь в очередную пустышку. Каждый преследуя свои интересы, зачастую не озвучивая их.

Речь идет о разработке "Плана восстановления страны на 2015-2017 годы".

Идея, в принципе, похвальная - как и в случае со всеми предыдущими планами. Восстанавливать нужно.

Все бы ничего, если бы в этом плане было поменьше тезисов в стиле "развивать-совершенствовать" и побольше конкретики.

И если бы он так не напоминал по своему виду и содержанию программу экономических реформ президента Виктора Януковича на 2010-2014 годы.

Программа Януковича писалась под руководством Ирины Акимовой, которая в свое время занимала кресло первого замглавы Администрации президента.

Акимова считалась сильным экономистом. В компании экспертов из Комитета экономических реформ, опираясь на наработки спонсируемого Ринатом Ахметовым McKinsey. она подготовила увесистую книгу с подробным анализом всех отраслей.

Программа была хорошо структурирована. Каждый отдел состоял из "Проблем", "Причин", "Целей и задач", "Необходимых шагов" и "Индикаторов успеха". Теория подкреплялась цифрами - часть книги была посвящена статистическим данным. Главный минус программы - нулевой уровень выполнения.

Наличие подобных документов - имиджевый атрибут каждого правительства. Их принято заворачивать в красивую обертку и где-нибудь презентовать.

В случае с правительством Арсения Яценюка повод для презентации вскоре представится. План восстановления экономики готовится в преддверии конференции доноров, проведение которой запланировано на апрель.

Об этом написал президент Петр Порошенко в своем вступительном слове.

"Мы подготовили этот документ с двойной целью. Он в первую очередь дает нам "дорожную карту" относительно стратегических действий. Мы хотим также, чтобы он стал основой для наших дискуссий с международными партнерами, желающими поддержать Украину в ее усилиях по внедрению реформ".

Эстафету Президента почти мгновенно подхватил приближенный к нему спикер Владимир Гройсман. На встрече с представителями Евросоюза он ушел в масштабные фантазии в духе "я вижу будущее Нью-Васюков, и оно прекрасно". В непосредственном изложении, спикер выразил надежду, что общий план движения станет новой основой для плодотворной работы парламента.

Интересно, когда МВФ и зарубежные доноры догадаются, что их водят за нос?

Уже давно ничего не слышно о стратегии развития до 2020 года, которую разрабатывала Администрация президента. Ни о каких реформах давно не вспоминали и в правительстве.

Намечается курьез. Судя по драфту плана, который оказался в распоряжении ЭП, эксперты из правительства Яценюка активно используют документ Акимовой в качестве шпаргалки. Например, вот какие цели в сфере управления госсобственностью и приватизации ставил перед собой Янукович.

А вот что намерен делать Арсений Яценюк.

Можно предположить, что это случайность. Просто мысли составителей нового плана по части проведения некоторых реформ совпадают с видением предшественников. Впрочем, с точки зрения имиджа это нынешнему премьеру тоже не на пользу.

Невнятные приоритеты

В плане восстановления экономики правительство пытается интегрировать идеи всех принятых до сих пор программных документов по развитию страны. План пишется на базе коалиционного соглашения, договоренностей с МВФ, соглашения об ассоциации с ЕС. Документ пока сырой, некоторые разделы еще не выписаны.

План аккумулирует идеи "Стратегии 2020" - концепции долгосрочного социально-экономического развития государства. В стратегии определены свыше 60 будущих реформ, из которых восемь - приоритетные. Правда, из написанного в плане пока не совсем понятно, в чем именно эти реформы будут заключаться.

1. Судебная реформа

Конкретики в этом разделе мало. Из дальнейших  шагов - разработка стратегии реформы судебной системы, подготовка поправок в закон "О судоустройстве и статусе судей" и их согласование с Венецианской комиссией. Также в списке значится подготовка и внесение изменений в Конституцию.

2. Децентрализация

Первым шагом на пути децентрализации стал принятый в декабре 2014 года проект поправок в Бюджетный кодекс.

Следующие шаги - реформа системы административных услуг, запуск пилотных проектов по объединению территориальных общин, проведение местных выборов с учетом реформы органов местного самоуправления.

 Фото kmu.gov.ua

3. Реформа госуправления

Это одна из наиболее интересных реформ. Она состоит из таких пунктов: реформа Кабинета министров и центральных органов власти, реформа госслужбы, реформа административных услуг, запуск электронного правительства. Все эти изменения обсуждаются уже не первый год.

В частности, планируется публиковать 90% проектов правительственных решений и не более 20% возвращать на доработку. Сейчас на всеобщее обсуждение выносится лишь толика правительственных документов.

Основные из них принимаются за закрытыми дверями, зачастую без обсуждения с бизнесом, не говоря об общественности. В планах также ограничить количество департаментов - в министерстве их может быть от четырех до семи, не более.

Реформа госслужбы предполагает рост дохода госслужащих на 50% в 2015 году и на 30% - в 2016 году, обновление кадрового состава чиновников на 70%, повышение профессиональной квалификации госслужащих.

В Минэкономики уже начали готовиться к изменениям. После своего назначения глава МЭРТ Айварас Абромавичус заявил о планах сократить наполовину штат министерства, а само ведомство - упразднить. На днях министр в закрытом режиме презентовал реформу министерства. Ее проект оказался в ЭП.

Сейчас в министерстве 24 департамента, оно выполняет 237 функций. Там работает 1 231 сотрудник. Планируется сокращение их численности в два раза до 600 человек, департаментов - до 15. Оптимизация намечается на февраль. Министр готов лишить ведомство ряда полномочий.

Функции, касающиеся управления госсобственностью, планируется передать соответствующей структуре. Министерство участвует в различных процедурах по подготовке объектов к приватизации, формирует и подает в Кабмин список госактивов, которые могут передаваться в концессию.

Полномочия в сфере безопасности и обороны будут переданы Минобороны. Сейчас МЭРТ формирует и подает в Кабмин проект оборонного заказа, координирует процесс его реализации, участвует в разработке целевых программ.

 Натисніть для перегляду всього документа

4. Дерегуляция и развитие предпринимательства, налоговая реформа

В планах - сокращение количества разрешительных документов с 84 до 74, лицензируемых видов хозяйственной деятельности - с 56 до 39. Еще один пункт - получение 50% разрешений и лицензий в электронном режиме и запуск страхования ответственности бизнеса перед потребителями.

Налоговая реформа сводится к уже принятым поправкам в Налоговый кодекс и запуску электронного администрирования НДС.

5. Реформа правоохранительной системы

Ключевая задача - создание Государственного бюро расследований. Оно займется борьбой с коррупцией, кроме направлений, относящихся к ведению Национального антикоррупционного бюро.

В стране появится муниципальная и военная милиция. Последнюю планируется создать на базе Военной службы правопорядка Вооруженных сил Украины.

6. Реформа системы здравоохранения

На уровне общих посылов планы Кабмина совпадают с реформами, озвученными министром здравоохранения Александром Квиташвили.

В частности, планируется утвердить единую методику стоимости медицинских услуг, определить услуги, которые будут предоставляться за счет государства, изменить механизм финансирования системы здравоохранения. В статистике планируется улучшить следующие показатели.

Последние два приоритета - реформа системы национальной безопасности и борьба с коррупцией. Пока эти разделы в процессе написания.

Более подробно с проектом "Плана восстановления" можно ознакомиться здесь.

Выполнение под сомнением

А вот и скрытый мотив для написания плана развития "Нью Васюков". Он может объяснить то единодушие, с которым президент и премьер продвигают один и тот же документ, а не спорят о том, что в нем должно содержаться.

План насквозь пронизан идеей привлечения донорского финансирования. Оно требуется для каждой реформы, и правительство неустанно об этом напоминает.

Безусловно, модернизация экономики требует больших средств. Однако опыт 2014 года, отмечает старший экономист МЦПИ Василий Поворозник, показал: все обещания об объемах международной помощи были выполнены в гораздо меньшей мере, чем планировалось.

"Весной 2014 года Яценюк обещал привлечь около 40 млрд долл. В итоге, мы получили 9,1 млрд долл, из них 4,6 млрд долл - кредит МВФ", - отмечает эксперт.

В плане отсутствует один важный элемент. "Если презентацию документа планируют приурочить к конференции доноров, то я не вижу в нем четких планов по восстановлению Донбасса", - отмечает Поворозник.

Подготовка программы - это хорошо, говорит он, но в украинских реалиях реализация таких планов заканчивается на "бумажном" этапе. О намерениях провести реформы Яценюк говорит уже год, но пока дальше слов дело не пошло.