Українська правда

Нова податкова афера

ПДВ, сплачений компаніями за раніше придбані товари та послуги, у нових розрахунках участі не братиме. Платників податків змусять заплатити за цими товарами і послугами не ПДВ, а повноцінний податок з обороту, але за ставкою ПДВ. (Рос.)

Как известно, в Украине проблемы с наполнением бюджета. "Налоговые ямы" и схемы, к счастью, работают бесперебойно. Но есть неприятный нюанс - из-за них, денег катастрофически не хватает.

Как известно, Кабмин вводит новые налоги, повышает ставки и расширяет базу налогообложения по старым, но не борется со схемами по уходу от уплаты налогов.

Объем этих схем нынешние чиновники весной оценили сотнями миллиардов гривен в год. И вот - новый подарок для бизнеса от "правительства камикадзе". После него, правда, так правильнее будет назвать украинскую экономику.

Вводить новые налоги правительство непосредственно перед выборами не решилось. Придумали пойти более запутанным путем - модифицировать потоки налога на добавленную стоимость таким образом, чтобы десятки миллиардов гривен как бы "случайно" оседали в бюджете, и шли на сверхпрозрачные госзакупки.

С этой целью Кабмин 16 октября принял постановление об утверждении порядка электронного администрирования НДС.

Заседание правительства было необычным.

Премьер, появившийся перед министрами после встречи с журналистами, сообщил, что Кабмин со всеми вопросами повестки дня согласен.

На этом заседание завершилось.

Представитель президента Александр Данилюк заикнулся было об имеющихся у АП замечаниях к отдельным документам. Однако глава правительства порекомендовал ему при этих замечаниях и остаться.

Порядок вне очереди

Постановление призвано имплементировать искаженную в зародыше идею введения НДС-счетов и так называемого электронного администрирования.

Как говорится в пояснительной записке Минфина к проекту постановления, механизм призван устранить возможность формирования фиктивного кредита, сократить расходы государства на администрирование этого налога, снизить давление на бизнес, уменьшив количество сверок и проверок.

На практике же идея обернется нанесением налогоплательщикам многомиллиардного ущерба за счет замораживания до 1/6 оборотных средств и безусловного списания этих средств в пользу бюджета в случае принятия налоговым органом решения об аннулировании регистрации плательщика НДС.

Параллельно идея подразумевает способы дополнительного заработка для тех, кто сумел бы протащить ее через Верховную раду.

В первую очередь - для руководителей-фискалов, которые получают возможность казнить или миловать - произвольно аннулировать регистрацию плательщиков НДС, забирать их деньги в бюджет или же решать вопрос полюбовно.

 Міністр фінансів Олександр Шлапак (у центрі). Фото kmu.gov.ua

Рассматриваемое постановление отметилось не только оригинальностью принятия, но и тем, что вынесено оно было на рассмотрение правительства в нарушение законодательства - без проведения надлежащей по сроку процедуры общественного обсуждения. Его проект появился на сайте ГФС только в октябре.

"Общественные объединения и эксперты не раз обращались в ГФС с жесткой критикой идеи внедрения системы электронного администрирования НДС и с требованием провести открытое обсуждение. Все обращения фискальная служба проигнорировала", - говорится в выводах Реанимационного пакета реформ - РПР.

К тому же, принятый правительством акт оказался отличным от обнародованного. Основное отличие - Минфин решил отказаться от запуска электронного администрирования НДС на базе Расчетного центра по обслуживанию договоров на финансовых рынках Нацбанка и переориентировался на Госказначейство.

Логика в этом есть. С точки зрения полномочий администрировать налог через госказначейство проще. В отличие от Нацбанка, который является независимым регулятором, казначейство подчиняется Минфину.

Однако на каком этапе Минфин передумал и решил разработать второй документ - непонятно. С бизнесом это не обсуждалось. "Не было ни согласования идеи электронного администрирования, ни порядка его осуществления", - сказала ЭП глава комиссии УСПП по вопросам экономической политики Юлия Дроговоз.

Согласно порядку, с 1 января 2015 года у каждого плательщика появится свой счет в казначействе, через который будут осуществляться операции по уплате налога.

Натисніть для збільшення

Также вызывает вопросы процесс подготовки законодательной базы для запуска электронного администрирования. Чтобы его узаконить, одного порядка мало, нужно внести поправки в Налоговый кодекс.

"По правилам сначала принимается закон, а потом - подзаконные акты. Тут же все наоборот. Сначала - порядок, а потом ждем законопроект", - говорит Дроговоз.

Минфин такой документ уже дорабатывает.

Натисніть для перегляду всього документа 
Натисніть для перегляду всього документа 

Без права на адаптацию

Прямые и косвенные потери бизнеса в результате принятия изменений в Налоговый кодекс можно оценить 20 млрд грн в год. Однако авторы принятого постановления из ГФС решили увеличить гешефт с помощью норм подзаконного акта.

Электронная система начинает действовать с 1 января 2015 года. Ранее глава ГФС Игорь Билоус заявлял, что перед запуском схема будет отработана на нескольких предприятиях. Правда, механизм проведения этого эксперимента в проекте не предложен. В нем также нет ни слова о критериях выбора "подопытных" компаний.

Авторы идеи вряд ли успеют подготовиться к запуску новшества до Нового года, а вот заблокировать работу экономики с 1 января им вполне по плечу.

Получается, что НДС, уплаченный компаниями за ранее приобретенные товары и услуги, в новых расчетах не участвует. Это значит, что налогоплательщиков заставят заплатить по этим товарам и услугам не НДС, а полновесный налог с оборота, но по ставке НДС.

Накопленное превышение налогового кредита над налоговыми обязательствами плательщиков НДС, а также ранее заявленный к возмещению, но не возмещенный государством НДС, государство обнуляет.

"Потери для бизнеса будут невероятные. Мы пытаемся поднять этот вопрос, но фискальное ведомство говорит, что у них все хорошо. Они не идут на контакт. После выборов планируем говорить об этой проблеме", - отмечает Дроговоз.

С 1 января произойдет двойное отвлечение средств налогоплательщиков: нужно будет проводить платежи за декабрь и пока налоговый кредит будет запаздывать - заплатить НДС со всего оборота.

"Экспортеры шокированы. В январе вся страна будет думать, как не дать друг другу налоговую накладную и затянуть ее выдачу хотя бы на 15 дней, пока начнет формироваться полноценный налоговый кредит", - объясняет эксперт.

 Фото УП

Более того, после запуска механизма никакого упрощения и экономии времени при учете налога не произойдет. Согласно Налоговому кодексу, начисление НДС происходит по правилу первого события.

"При новом администрировании придется работать по предоплате, а не так, как сейчас. На практике сделать это трудно. Если денег не будет, придется либо сделку не заключать, либо кредитоваться, а это дополнительные расходы", - говорит директор юридической компании Winner Lex Анна Винниченко.

Когда составляется декларация, от поставщика получены еще не все налоговые накладные. При введении такого администрирования, по словам юриста, придется буквально "выбивать" налоговые накладные у поставщиков.

Это, по прогнозам Винниченко, приведет к значительному увеличению времени и средств на учет НДС, тем более, что должны вноситься все налоговые накладные. А если предприятие занимается мелким оптом?

Самое время упомянуть, о какой сумме идет речь. Она астрономическая. 1 октября 2014 года превышение налогового кредита над налоговыми обязательствами по НДС достигало 13 млрд грн. Задолженность по невозмещенному НДС составляло 30 млрд грн. Итого - 43 млрд грн.

С каждым месяцем эти суммы растут, поэтому к концу 2014 года "цена вопроса" может достичь 50 млрд грн в придачу к тем 20 млрд грн, о которых говорилось выше.

Эта афера может затмить даже печально известную историю с Тендерной палатой.