Чому парламент провалив азарівську реформу Яценюка
Це не є плід роботи робочої групи! Це зовсім інший документ. В четвер члени робочої групи зажадали від Мінфіну пояснень, що сталося. Зібралися, один на одного покричали, і вирішили скласти таблицю пропозицій і поправок до цього проекту закону.
Во вторник 16 сентября Кабинет министров внес в парламент законопроекты, содержащие поправки в Налоговый и Бюджетный Кодексы. Однако в парламенте не нашлось голосов даже для включения "пакета" в повестку дня.
Аналогичная судьба постигла и повторно внесенный депутатами проект закона о налоговом компромиссе.
Таким образом, Верховная Рада провалила голосование правительственного пакета реформ. И правильно сделала. По странной традиции, каждая новая реформа в Украине приводит лишь к одному – к ее большему увеличению фискального давления. Не стала исключением и программа, подготовленная правительством "камикадзе".
В понедельник 15 сентября премьер-министр Украины Арсений Яценюк диаметрально сменил свою позицию, высказанную пятью днями ранее. Тогда, на заседании Кабмина он заявил, что в соответствии с Конституцией внесет проект бюджета в парламент не позднее 15 сентября.
И вот, 15 сентября он решил, что Конституция главе правительства не указ, и сообщил, что без принятия реформаторского пакета невозможно принятие закона о госбюджете на следующий год.
"У нас было несколько заседаний правительства. И я хотел бы четко заявить, это общая позиция всего состава Кабинета министров – на действующей налоговой базе, без проведения налоговой реформы, реформы единого социального взноса и бюджетной реформы правительство не будет подавать бюджет, так как это будет бюджет экономического падения, а не стабилизации" – заявил премьер.
На сегодняшний день, Кабинет министров подготовил два варианта государственного бюджета на 2015 год – с учетом налоговых реформ и без них. Именно поэтому, по его словам, несколько недель назад Минфину было поручено разработать настоящий пакет экономических реформ, которые должны стать фундаментом для принятия нового качественного бюджета.
Непонятно при этом, чем долгие месяцы занималось Министерство экономики, и почему правительство не использовало наработки Реанимационного пакета реформ. Но факт есть факт – опять же по украинской традиции, чиновники решили подготовить программу действий заново.
Подготовка законопроектов происходила со скоростью света. За считанные дни, в том числе и на выходных, в Минфине их писали, а в понедельник рассмотрели на заседании правительства. Потом, не изменяя сложившейся практике, опять дорабатывали до поздней ночи.
Что это за реформы, можно догадаться. Каков их уровень выгодности для экономики Украины – тоже легко предположить.
НАЖМИТЕ, ЧТОБЫ СКАЧАТЬ ПОЛНУЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПРОЕКТА НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ
В неформальных разговорах эксперты, причастные к процессу подготовки этих законопроектов, ухмыляются и говорят: это как бы реформы понарошку. Все понимают, что Кабмин их должен подать в парламент, а парламент не должен был их принять.
В подобном сценарии для Яценюка есть свои плюсы. Во-первых, пакет реформ – это повод пропиариться в канун парламентских выборов на "вечных" темах децентрализации, улучшения позиций Украины в рейтинге Doing Business и снижении налоговой нагрузки для бизнеса. В этом смысле Арсений Петрович напоминает уже даже не Николая Азарова, а бывшего первого вице-премьера Сергея Арбузова.
Во-вторых, это веская причина оттянуть на неопределенный срок внесение в Верховную Раду проекта госбюджета. А вот это – уже по-азаровски.
Молниеносный провал голосования по "пакету" в Верховной Раде только подтверждает мнение о том, что все эти реформы – игра на публику во время предвыборной компании.
Для того, чтоб отклонить документы по причине, например, их плохого качества или невыгодности для бизнеса – депутатам стоило хотя бы с ними ознакомиться. Для этого вовсе не обязательно было столь оперативно выносить их на голосование.
Министр финансов Александр Шлапак, главный налоговик Игорь Билоус, премьер Арсений Яценюк. Фото из ФБ Яценюка |
Реформ много не бывает
Давайте изучим, что правительство Яценюка называет реформами.
Вернемся в недалекое прошлое. Несколько недель тому назад Кабмин пафосно обнародовал концепцию налоговой реформы. Это был совершенно новый, можно сказать революционный продукт. Ведь подготовив его, правительство отправило в мусор все наработки министра экономики (и целого профессора) Павла Шереметы, и поручило готовить более разумные предложения действующим налоговикам.
Государственная фискальная служба, естественно, приготовила ожидаемое ничтожество – иллюзию реформы. Но ее руководитель Игорь Билоус заявил, что разработчики пошли навстречу бизнесу семимильными шагами.
И вдруг… правительство приступило к точечным изменениям только что разработанной идеальной концепции. Обновленную версию концепции в правительстве так и не обнародовали. Но понятно, что Минфин создал также ожидаемый продукт – только "лучше". В их понимании.
Судя по внесенным в Раду законопроектам, Минфин достаточно сильно отошел от заявленных ранее тезисов. Он щедро "приперчил" налоговую реформу фискальными пунктами.
"Реформаторским" проектом предусмотрено продление действия военного сбора на год, до 1 января 2016 года. Получается, в бюджет заложили еще год войны в Донбассе.
Еще одно направление "реформ" – упрощенная система налогообложения и ликвидация фиксированного сельскогохозяйственного налога (ФСН). До недавних пор формат этой реформы был тайной за семью замками. Руководство ГФС неоднократно заявляло о том, что такая реформа состоится, но рассказывать о ее сути напрочь отказывалось. Наконец, это произошло.
Минфин решил сократить количество групп "упрощенцев" с шести до четырех. В первую войдут физлица с годовым объемом дохода до 300 тыс грн. Ставка налога для них составит до 10% от минимальной зарплаты, или 121,8 грн.
Ко второй группе предлагается отнести физлиц с доходом до 1,5 млн грн и штатом максимум в десять сотрудников. Налог в этом случае будет до 20% минимальной зарплаты, или 243,6 грн.
В третью группу войдут физ- и юрлица с доходом до 20 млн грн. К ним не будет требованию по количеству сотрудников. Ставка налога составит 2% от дохода в случае уплаты НДС в общем порядке, или 4% без уплаты НДС.
В четвертую группу войдут сельхозпроизводители, у которых доля сельскохозяйственного производства за предыдущий год равна или выше 75%. Ставка налога для них составит от 0,03% до 1% за 1 га нормативной денежной оценки земли в зависимости от ее категории и расположения.
Реформа "упрощенки" – один из ярких примеров того, что по сути в документе пунктов о повышении налогов больше, чем реформаторских новелл.
"Они просто назвали ФСН единым налогом. База налогообложения и ставка остались такими же", – сказал ЭП директор Украинcкого клуба аграрного бизнеса Владимир Лапа.
Помимо прочего, условием работы на упрощенной системе Минфин прописал обязательную регистрацию арендованных земель в соответствии с законодательством. Раньше в НК такой нормы не было.
"Система регистрации у нас не всегда работает слаженно. Не хотелось бы, чтоб через задержки с регистрацией договоров аренды плательщики теряли статус сельхозпроизводителя и возможность работать на льготном режиме", - опасается эксперт.
Кроме этого, Минфин решил установить отдельный акциз с реализации через розничную торговую сеть алкоголя, табачных изделий и топлива – по сути, новый налог с продаж этих товаров. После вступления документа в силу ставка налога будет устанавливаться местными органами власти в размере не более 5% от объема реализации. Раньше озвучивался порог в 2%.
Подмена понятий
Законопроект о налоговой реформе предполагает появление в Налоговом Кодексе обновленного раздела по налогу на прибыль. Подготовка поправок по этому направлению - яркий пример того, как Минфин "учитывал" мнение бизнеса в наработке поправок в фискальное законодательство.
Когда Минфин создал девять рабочий групп для работы над разными разделами налогового кодекса, одна из групп занималась подготовкой законопроекта по налогу на прибыль.
По словам президента Союза налоговых консультантов Леонида Рубаненко, это одна из наиболее эффективных рабочих групп – за редким исключением, ее заседания проводились дважды в неделю, по вторникам и четвергам.
На прошлой неделе участники получили от Минфина документ с довольно странной формулировкой "законопроект разработан рабочей группой с учетом мнения руководства Министерства финансов".
Фото zn.ua |
"Это не есть плод работы рабочей группы! Это совершенно другой документ. В четверг члены рабочей группы потребовали от Минфина собраться и выяснить, что произошло. Собрались, друг на друга покричали и решили составить таблицу предложений и поправок в этот проект закона", – рассказал Рубаненко.
16 сентября планировалось очередное заседание профильной рабочей группы. Однако, как сообщил "ЭП" источник в аппарате Минфина, его перенесли на неопределенный срок. По словам собеседника нашего издания, в законопроекте о налоговой реформе "спущенный" Минфином блок по налогу на прибыль интегрирован с небольшими изменениями.
"Минфин услышал замечания, которые затрагивали бюджетные моменты, проигнорировав при этом большинство вопросов, которые занимали бизнес. Например, в переходных положениях были упущены три месяца по уплате авансовых платежей. Учли", – объяснил собеседник издания принцип написания поправок.
В своем реформаторском стремлении Минфин умудрился наступить бизнесу на больной мозоль.
"Речь идет о запрете относить на валовые расходы 50% выплат плательщикам единого налога. Что это значит? А значит это то, что в случае принятия такого предложения будет невыгодным, а, следовательно, и невозможным, оборот между малым бизнесом, который платит единый налог, и средними и крупными предприятиями - плательщиками налога на прибыль", - заявила замглавы парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Оксана Продан ("УДАР").
Подобные "ноу-хау" дважды пыталась внедрить власть при Януковиче - в 2010 и 2012. Оба раза такие попытки вызывали протесты бизнеса. И вот, их озвучило ведомство Александра Шлапака.
"Сегодня новая попытка повторить данный сценарий и изолировать малый бизнес от других контрагентов. Фактически, этим решением создается отдельная "резервация", куда загоняются все плательщики единого налога. Как следствие, малый бизнес теряет шанс стать средним и большим. Более слабые закроют собственное дело, а сильнее вынуждены будут перейти на общую систему налогообложения", - отмечает Оксана Продан.
Прикрываясь идеей реформы, министерство продолжает курс по ликвидации льгот по налогу на прибыль для ряда компаний. На этот раз ведомство предлагает лишить преференций предприятия легкой промышленности, издательства и участников проекта "Воздушный Экспресс". Напомним, последний раз упразднение льгот по налогу на прибыль в различных отраслях произошло в июле этого года, когда правительство в рамках обновления госбюджета-2014 приняло масштабный законопроект поправок в Налоговый кодекс.
По мнению члена рабочей группы по вопросам внутренней торговли при МЭРТ, управляющего партнера ЮК WinnerLex Анны Винниченко, поправки по налогу на прибыль "сырые", и вызывают множество вопросов буквально на уровне терминологии.
"Например, Минфин предлагает плательщикам, которые применяют Международные стандарты финансовой отчетности, вести не только учет доходов и расходов, но и определять объект налогообложения налогом на прибыль по таким стандартам. Однако такого понятия, как объект налогообложения налогом на прибыль, в МСБО 12 не существует", – отмечает Винниченко.
Вторая неувязка касается сокращения списка неприбыльных организаций-неплательщиков налога. В предложенном Минфином законопроекте указывается, что к таковым относятся общественные объединения, политические партии, религиозные организации и пенсионные фонды.
"Нет смысла уточнять только четыре их вида, поскольку они являются лишь частью определенных в ст. 157 неприбыльных учреждений и организаций, которую, кстати, законопроект не меняет", – считает юрист.
В целом, по ее словам, законопроект во многом завязан на Международных стандартах финансовой отчетности, поэтому большинству предприятий, которые не ввели эту систему в свой учет, придется полностью перестроить работу.
Но особенно болезненными новшествами может стать налогообложение нежилой недвижимости – по сути, это удар по производству.
А самой резонансной мерой станет применение методов контроля за доходами и расходами физлиц, которое требует отдельного освещения. Кабмин Яценюка подобрался к личным доходам населения так близко, как никто до него. На фоне коррупции, по сути поощряемой правительством, требовать население платить еще больше выглядит очень безнравственно.
Уничтожение банковской тайны, четырехкратное повышение пенсионного сбора при покупке валюты, резкое ограничение максимальных размеров наличных расчетов – все это тоже "реформаторские" новации Кабмина.
Над реформой госфинансов тоже поработали
Законопроект о децентрализации за несколько недель доработки также претерпел изменения.
Как отметил в комментарии "ЭП" эксперт Ассоциации городов Украины по вопросам местных бюджетов Александр Слобожан, в законопроекте появилась норма о том, что на переходной период – до тех пор, пока не завершится административно-территориальная реформа (а она происходит?) – из районных бюджетов в бюджеты малых городов, сел и поселков будут перечисляться трансферты.
Минфин изменил свои планы в отношении Киева. За столицей решили закрепить не 20%, а 25% собранного на территории столицы подоходного налога. Правда, это малое утешение. Согласно Бюджетному кодексу, сейчас Киев оставляет себе 50% налога на доходы физлиц. Помимо этого, за столицей решено закрепить 10% налога на прибыль предприятий.
Правда, по словам Александра Слобожана, в доработанном проекте появилась норма о том, что формула выравнивания межбюджетных трансфертов не распространяется на Киев.
"В плане доходов это неплохо. На сегодня действует следующая схема – если город перевыполняет план по налоговым поступлениям, то собранное превышение забирается в госбюджет. В случае вступления законопроекта в силу, Киев сможет оставлять эти средства в своем бюджете" – объясняет эксперт.
Налоговая реформа оказалась вполне в духе Николая Азарова. Фото korrespondent.net |
Помимо прочего, министерство решило упразднить субвенцию на реконструкцию и строительство дорог коммунальной собственности, рассчитывая на то, что эти расходы территории смогут профинансировать за счет дополнительных средств от акцизного налога.
"Я скепчески к этому отношусь, хоть это и правильно с точки зрения философии бюджетирования. В 2015 году объем это субвенции должен бы составить 3 млрд грн. Поступления от акциза ожидаются в размере 8 млрд грн. Из этой суммы нужно перекрыть еще недопоступления от отмены сбора на ведение некоторых видов предпринимательской деятельности, туристического сбора, сбора за паркову, снижение поступлений от единого налога" – отметил эксперт.